Понятие государственного общественного управления
Государственно-общественное управление – это организационная форма управления, подразумевающая взаимодействие субъектов, наделенных управленческими функциями и реальной компетенцией и осуществляющих эти функции в практике управления.
В качестве субъектов государственного общественного управления выступают:
- во-первых, представители государственного управления;
- во-вторых, представители гражданского общества.
Государственно-общественное управление характерно для сферы образования, в рамках которой от лица представителя государственного управления выступают руководство учреждения образования и органов государственного управления образовательной системой, а также учредители образовательных учреждений.
Гражданское общество в этом процессе представлено родителями, прочими законными представителями учащихся, общественными организациями, социальными партнерами образовательных учреждений.
Развитие данного вида управления в системе образования является одним из приоритетных направлений социально-экономического развития страны в долгосрочной перспективе.
В качестве важного показателя эффективности модернизации российской системы образования выступает внедрение модели государственного общественного управления в школах. Данная мера направлена на достижение следующих целей:
- во-первых, обеспечение развития института участия общества в сфере образования;
- во-вторых, обеспечение инвестиционной привлекательности и степени открытости образовательной сферы;
- в-третьих, обеспечение роста качества образовательных услуг.
Государственно-общественное управление представляет собой форму коллегиального управления учреждениями образования, осуществляемую общим собранием или конференцией персонала образовательного учреждения, педагогическим советом, попечительский советом, управляющим советом, наблюдательным советом и иными коллегиальными органами управления, если они предусмотрены в уставе соответствующего образовательного учреждения.
Школы для осуществления государственного общественного управления создают такие органы как управляющие советы, общешкольные родительские комитеты, педагогические советы школы, президентские советы и так далее.
Принципы демократизации государственно-общественного управления
Одной из основных тенденций развития современного государственного управления является его демократизация. Развитые страны характеризуются высоким уровнем демократизации государственной власти, для менее развитых стран характерны менее прогрессивные формы государственного управления. Демократизация государственной власти предполагает следование следующим принципам:
- законности, то есть непременного следования органами государственного управления требованиям российской Конституции, федеральных законов и иных нормативно-правовых актов;
- гласности и открытости, подразумевающим обеспечение доступности информации о деятельности органов государственного управления для населения для всех заинтересованных лиц;
- самодеятельности и свободы, подразумевающим наличие у органов государственного управления возможности свободного выбора методов и инструментов осуществления управленческой деятельности, проявления активности и самодеятельности в пределах этой деятельности;
- согласованности распределения сфер ответственности и полномочий между органами государственного управления и органами общественного управления;
- паритетности и независимости субъектов государственного, общественного, демократического управления;
- наделения полномочиями государственного управления по форме «сверху-вниз», общественного управления – по форме «снизу-вверх»;
- правовой обоснованности притязаний участников общественного управления в системе государственного управления различными сферами деятельности;
- рациональности сочетания коллегиальности и единоначалия в системе государственного общественного управления.
Роль управляющих советов в государственном общественном управлении
В рамках образовательных учреждений существует определенный уровень конкуренции, как в отношении учащихся, привлекаемых в образовательное учреждение, так и в отношении педагогических кадров. Рост численности учащихся позволяет увеличить фонды материального обеспечения и повысить уровень самостоятельности образовательного учреждения в финансовом смысле.
Наличие управляющего совета в рамках образовательного учреждения обеспечивает ему имидж современного, демократического, идущего в ногу со временем субъекта образования.
Деятельность управляющих советов направлена на преодоление традиционного консерватизма, характерного для образовательных учреждений. Общественное управления призвано адаптировать образовательные учреждения к веяниям времени, обеспечить интересы целевых групп. Таким образом, управляющие советы призваны максимально приблизить деятельность образовательных учреждений к потребностям потребителей и увеличить конкурентоспособность образовательной сферы.
Деятельность управляющих советов предоставляет руководству образовательных учреждений получение на оперативной основе сведений относительно удовлетворенности потребителей качеством образовательных услуг, принимаемых управленческих решений.
Также высока значимость деятельности управляющих советов в системе мониторинга и контроля деятельности образовательных учреждений. Помимо этого, управляющие советы выполняет представительские функции в различных органах государственного управления.
Управляющие советы призваны обеспечить участие различных субъектов, задействованных в системе образования, в принятии управленческих решений по важнейшим вопросам регулирования образовательной деятельности.