Принципы государственного административного управления – это основные начала организации и реализации управленческого воздействия должностными лицами и органами исполнительной власти для осуществления функций публичного управления.
Значение принципов государственного административного управления
Суверенитет народа в демократическом государстве является источником суверенитета государства. Система государственного управления в демократическом государстве формируется для обеспечения прав личности. При этом государственные и муниципальные служащие, должностные лица и органы государственного управления наделяются полномочиями, допускающими в законодательно регламентированных границах и процедуре ограничивать права граждан и организаций. Именно поэтому крайне важно обеспечить законное и эффективное функционирование системы государственного управления.
Государственное административное управление опосредует деятельность государственных и муниципальных служащих, должностных лиц и органов исполнительной власти по реализации законов, подзаконных нормативно-правовых актов. В конечном счете, от эффективности системы исполнительной власти напрямую зависит непосредственное обеспечение, соблюдение и защита прав личности во всех важнейших сферах общественной жизни.
Для того чтобы обеспечить надлежащее исполнение законов и подзаконных актов должностными лицами, органами исполнительной власти и государственными и муниципальными служащими законодательством предусматриваются соответствующие инструменты. Частным примером таких инструментов выступают принципы организации и реализации государственного административного управления. Такие принципы одновременно определяют границы управленческого воздействия и векторы развития системы государственного административного управления.
Иными словами, принципы государственного административного управления составляют базу организации системы управления, определяя границы управленческого воздействия и направления развития системы управления.
Понятие принципов государственного административного управления
В государственно-правовой теории принципы публичного управления традиционно определяются как основные начала организации и реализации управленческой деятельности со стороны государства, муниципальных образований и пр.
Более конкретно принципы государственного административного управления можно определить как законодательно регламентированные основные идеи, отражающие специфику и функции государственного административного управления в обществе.
При этом важно подчеркнуть, что принципы определяют не только содержание и назначение государственного административного управление, но и во многом определяют организацию системы государственного административного управления, выбор конкретных методов и инструментов осуществления управленческого воздействия.
Содержание принципов государственного административного управления
Теорией разработаны различные классификации принципов государственного административного управления. Наиболее обоснованной видится классификация принципов государственного административного управления на:
Общие. Это те принципы, которые определяют сущность и содержание государственного административного управления. К числу таких принципов относятся:
- законность. Названный принцип в системе государственного административного управления требует точного и единообразного исполнения законодательных предписаний. Более конкретно, это предполагает неукоснительное соблюдение законов при принятии управленческих решений должностными лицами и органами исполнительной власти исключительно в рамках компетенции соответствующего должностного лица или органа в соответствии с той процедурой, которая регламентирована законом;
- федерализм. Названный принцип государственного административного управления обусловлен федеральным территориальным устройством публичного управления в стране. Это предполагает, что в Основном законе происходит разграничение полномочий между Федерацией и регионами. В компетенцию регионов включаются те полномочия, которые наиболее эффективно могут быть осуществлены исходя из специфики региональных территорий. В свою очередь, это приводит к формированию двух уровней государственного управления федерального и регионального;
- принцип централизации и демократизации. Указанный принцип государственного административного управления, с одной стороны, предполагает, что система исполнительной власти едина на территории государства, она функционирует на одних и тех же исходных принципах, подчиняется одним и тем же организационным и процедурным требованиям. Демократизация предполагает, что публичное управление функционирует на федеральном, региональном и местном уровнях и у населения, начиная от муниципалитета и до высшего федерального уровня, имеется возможность влиять на систему публичного управления исходя из специфики конкретной территории и др.;
Организационные. Это те принципы, которые непосредственно определяют организацию системы государственного административного управления. К их числу относятся:
- отраслевой. Этот принцип определяет горизонтальную структуру системы государственного административного управления, в которой соответствующие звенья государственного административного управления реализуют властное воздействие в соответствующей сфере общественной жизни;
- территориальный. Названный принцип организации государственного административного управления предполагает системный подход к решению функций и задач публичного управления в рамках конкретной территории. Так, например, развитие муниципальной и региональной территорий или территории государства в целом реализуется системно исходя из приоритетных целей развития. Рассмотрение территории как объекта системного управленческого воздействия позволяет эффективно решать задачи публичного управления в разных сферах посредством координации усилий различных отраслевых органов.