Сущность и виды принципов формирования системы органов государственного управления
Принципы формирования системы органов государственного управления – это основополагающие начала, определяющие порядок создания и функционирования органов государственной власти в стране.
В соответствии с российской Конституцией все органы государственного управления делится исходя из принципа разделения властей на:
- во-первых, законодательные органы государственной власти;
- во-вторых, исполнительные органы государственной власти;
- в-третьих, судебные органы государственной власти.
Таким образом, принцип разделения властей выступает в качестве одного из определяющих принципов формирования органов государственной власти.
Еще одним существенным принципом формирования системы органов государственного управления является иерархичность этого управления, подразумевающая выделение двух уровней власти:
- во-первых, федерального уровня;
- во-вторых, местного уровня.
Причем в первом случае подразумевается наличие двух подуровней, зачастую рассматриваемых как отдельные уровни управления, превращающие двухуровневую систему власти в трехуровневую.
Принципы формирования федеральных органов государственного управления
Федеральные органы государственного управления выстраиваются в трехуровневую систему, которая включает в себя:
- во-первых, правительственный аппарат;
- во-вторых, систему министерств;
- в-третьих, систему служба, агентств и надзорных органов.
В качестве правительственного аппарата выступают исполнительные и распорядительные органы государственного управления высшего уровня.
Под министерствами понимают органы, которые выполняют функции разработки государственной политики, координации деятельности государственных служб, агентств, надзорных органов, функционирующих в определенной сфере.
Третий уровень системы федеральных органов государственного управления представлен следующими видами органов:
- во-первых, службы, представляющие собой органы, ориентированные на оказание услуг по реализации властных государственных полномочий, финансируемые за счет бюджетных средств или предусмотренных законодательством платежей обязательного характера со стороны организаций и граждан. Примером таких органов является налоговые, таможенные, служба судебных приставов и так далее;
- во-вторых, агентства, представляющие собой органы, которые оказывают государственные услуги либо за счет бюджетного финансирования, либо на коммерческой основе. Примером таких агентств является статистическое, авиационно-космическое и так далее;
- в-третьих, надзорные органы – это органы, которые реализуют контрольную функцию государства в отношении организаций и граждан.
Территориальный принцип формирования органов государственного управления
Российскую государственность признают уникальной в связи с тем, что миграционные процессы и процессы взаимодействия различных народов, находящихся на территории страны, не имеют аналогов в мире.
Для федеративного государства характерны следующие принципы формирования его устройства:
- во-первых, наличие конституционно закрепленной формы государственного устройства, подразумевающей существование единого государства, в рамках которого функционируют его составные части, обладающее существенными полномочиями в сфере самостоятельного принятия решений и управления;
- во-вторых, законодательно закрепленный принцип распределения принадлежащей народу власти государства по вертикальному направлению в соответствии со строго определенными, взаимосвязанными, ограничивающими друг друга полномочиями;
- в-третьих, наличие конституционно-согласованного механизма общественного самоуправления, распределенного по системе государственного управления в целом и по ее уровням;
- в-четвертых, наличие конституционных гарантий свобод и прав гражданина и человека, подразумевающих способность распределенной государственной власти беречь общество от возможности узурпации власти отдельными лицами или органами.
В соответствии с Конституцией Россия является демократическим федеративным правовым государством, имеющим республиканскую форму правления.
В основе российской государственности находится два принципа:
- во-первых, принцип разделения властей;
- во-вторых, комплементарный принцип, подразумевающий выделения различных уровней управления в системе государственного управления.
Осуществление государственного управления в России возлагается на федерацию и ее субъекты.
Управление со стороны федерации распространяется на всю территорию страны, определенную государственной границей.
На уровне субъектов федерации управление осуществляется органами, формируемыми самостоятельно регионами либо посредством проведения выборов, либо посредством назначения их состава.
На самостоятельность органов государственного управления федерального уровня влияют следующие исторически обусловленные факты:
- во-первых, создание федерации осуществлялось не через систему объединения отдельных государств, Россия просто провозгласила себя федерацией;
- во-вторых, в основе Российской Федерации находится не конституционно-договорная, а конституционно-правовая федерация;
- в-третьих, Россия представляет собой асимметричную федерацию;
- в-четвертых, российское законодательство допускает изменение статуса субъекта федерации;
- в-пятых, субъекты федерации не имеют право выхода из нее.
Система органов государственного управления регионального уровня включает в себя три ветви власти:
- законодательную власть, представленную, как правило, однопалатным парламентом;
- исполнительную власть, представленную правительством и главой администрации региона;
- судебную власть, представленную конституционными и уставными судами.
Законодательство допускает возможность вмешательства федерации в региональное управление в ряде предусмотренных случаев.