Принцип управления по результатам – это концепция государственного управления, которая предполагает стратегическое планирование управленческого воздействия в приоритетных для развития территории сферах, разработку альтернативных вариантов достижения указанных целей, выбор наиболее оптимальной модели расходования ресурсов для достижения указанных целей, реализацию выбранной модели и оценку эффективности действий органов исполнительной власти и достигнутых результатов (сопоставление затраченных ресурсов и достигнутых результатов) и корректировку ранее принятых управленческих решений для их оптимизации.
Понятие и значение принципа управления по результатам в органах исполнительной власти
Сегодня вопросы оптимизации системы публичного управления в стране преимущественно связываются с реализацией административной реформы, в ходе которой в деятельность исполнительных органов власти будут внедрены принципы управления по результатам.
Указанное направление реформирования системы публичного управления связано с необходимостью повышения качества публичного управления, качества предоставления государственных и муниципальных услуг.
Разработка системы управления по результатам происходила за счет практики частных предприятий, и наиболее позитивные результаты были достигнуты при внедрении принципов управления по результатам в небольших и средних предприятиях. Эта концепция складывалась в англосаксонских странах 1970-80-е гг. в рамках теории нового государственного управления, которая фактически была ориентирована на внедрение принципов эффективности, господствующих в частной сфере, в систему публичного управления.
Таким образом, принципы управления по результатам активно внедряются в систему исполнительной власти развитых и развивающихся стран уже более тридцати лет, однако единого подхода к определению указанной системы управления не сложилось.
Принцип управления по результатам в органах государственной исполнительной власти в зарубежных государствах
Как отмечалось выше, практика функционирования системы публичного управления в развитых и развивающихся государствах, самостоятельно вырабатывает содержание категории управления по результатам. Так, например, в практике функционирования органов исполнительной власти в Великобритании управление по результатам характеризуется как управление эффективностью и результативностью функционирования органов, организаций и деятельности индивидов. При этом в системе публичного управления Великобритании формируются специальные ведомства, обеспечивающие повышение эффективности функционирования исполнительной власти за счет внедрения принципа управления по результатам. Так, например, агентство по развитию и оптимизации деятельности местных исполнительных органов выделяет следующие стадии внедрения принципа управления по результатам:
- планирование реализации исполнительной власти, то есть постановка приоритетных целей управления;
- оптимизация системы действий, направленных на их достижение;
- реализация плана, то есть содействие достижению максимально эффективных результатов;
- оценка итогов исполнительной деятельности, то есть оценка эффективности достижения приоритетных целей;
- пересмотр, предполагающий корректировку планируемого управленческого воздействия исходя из полученных результатов.
В Новой Зеландии комиссия по государственным услугам управление по результатам характеризует как процесс, включающий последовательно сменяющие друг друга четыре стадии:
- выбор направлений публичного управления в долгосрочной и среднесрочной перспективе, то есть определение целей на ближайшие 3-5 лет и обоснование выбора этих целей;
- планирование, то есть разработка альтернативных вариантов достижения поставленных целей, выбор оптимального варианта, в том числе выбор оптимального варианта использования ресурсов;
- внедрение на практике принятых решений и оказание соответствующих государственных услуг. Эта стадия также предполагает корректировку плана и моделей его реализации;
- оценка. Названная стадия предполагает проведение исследования относительно результативности и эффективности действий исполнительных органов и достигнутых результатов, а также выявление незапланированных эффектов от реализации публичного управления.
Принцип управления по результатам в органах государственной исполнительной власти России
Внедрение принципа управления по результатам в органах государственной власти в России предполагало утверждение в качестве принципа управления обеспечения взаимосвязей целей, результатов и ресурсов на всех этапах управления – от планирования до реализации контрольных мероприятий, что обеспечило бы наиболее эффективное достижение целей публичного управления. Необходимым аспектом системы управления по результатам является бюджетирование, ориентированное на результат (программно-целевое), которое обеспечивает учет результатов при планировании, исполнении и реализации контрольных мероприятий в отношении исполнения бюджетов.
В России система управления по результатам предполагает следующий цикл управленческой деятельности:
- выявление общественных проблем, соотношение их с компетенцией органов исполнительной власти, анализ итогов деятельности предшествующих периодов по указанным направлениям;
- определение целей и задач функционирования правительства и органов специальной компетенции исполнительной власти на федеральном и региональном уровнях;
- увязка имеющихся ресурсов с приоритетными социально полезными эффектами от решения общественных проблем за счет утверждения перечня необходимых мероприятий, реализуемых ответственными субъектами;
- непосредственная реализация принятых решений;
- оценка результатов для корректировки целей политики на следующий период.
Отдельные элементы управления по результатам начали внедряться в систему публичного управления в России еще в начале 2000-х гг. на федеральном и региональном уровнях, однако отсутствие единой методологической, методической и организационной базы для внедрения системы управления по результатам не позволило распространить позитивную практику на всю систему публичного управления. На сегодняшнем этапе процесс внедрения управления по результатам в систему исполнительной власти России продолжается.