Престиж государственной гражданской службы – это оценка привлекательности службы в системе государственного управления в глазах общества.
Сущность престижа гражданской государственной службы
В качестве важнейшего индикатора статуса любой профессии в обществе выступает ее престижность, под которой понимают восприятие данной профессии с точки зрения ее привлекательности для общества.
Государственная служба представляет собой важнейший элемент механизма, обеспечивающего эффективность государственного управления.
Престижность государственной службы является одним из основных средств профилактики коррупции в системе государственного управления. Программа повышения престижности государственной службы ориентирована на обеспечение внедрения мотивирующей системы карьерного роста государственных служащих в перспективе, также эта программа стремится унифицировать методы работы с персоналом в системе государственной службы, внедрять информационные системы в процесс управления персоналом в системе государственной службы.
В советской и российской практике государственного управления термин «престиж профессии» появился в шестидесятых годах XX века благодаря новосибирским ученым, которые действовали под руководством В.Н. Шубкина. Восьмидесятые годы XX века ознаменовались началом исследований стремления индивидов к престижности их деятельности по отдельным качественным характеристикам, к числу которых относились социально-экономические условия работы, привлекательность, возможность творческого роста, величина материального или нематериального вознаграждения, возможность повышения квалификационного уровня и так далее. Эти исследования характеризуются как первые попытки возможности учета специфических характеристик личности при оценке престижности их деятельности. В конечном итоге этому не было уделено достаточно внимания и на сегодняшний день эта проблема обладает особой актуальностью в системе государственного управления.
Престижность государственной службы выступает ключевым показателем, характеризующим прочность и эффективность государственной власти, ее соответствие общественным ожиданиям.
Престижность государственной гражданской службы характеризуется определенной структурой, включающей в себя такие свойства как кадровый потенциал, определенные правила поведения, идеалы, ценности, выражением которых является профессиональная этика государственных служащих.
Проблемы престижа гражданской государственной службы
Основной проблемой формирования престижа гражданской государственной службы выступает проблема обеспечения правильного восприятия государственного служащего как обществом, так и его коллегами, и вышестоящими лицами. Также с этой проблемой напрямую связана проблема ассоциаций, которые вызываются образом государственного гражданского служащего у большей части граждан страны. Адекватное восприятие имиджа и престижа государственного служащего, в первую очередь на бессознательном уровне, обеспечивает желание вступать с ним в контакт и сотрудничать, в то время как в обратной ситуации приводит к отторжению самой возможности сотрудничества.
Повышение значимости государственного управления и его эффективность находятся в прямой зависимости от престижности государственной службы.
Гражданская государственная служба выступает средством реализации основных целей и задач государственной деятельности и государственного управления. Отсутствие престижа государственной службы ведет к неуважению решений государства, противодействию общества этим решениям, отсутствие у населения желания взаимодействовать с органами государственного управления и отдельными служащими.
Очевидно, что насаждение престижности гражданской государственной службы невозможно насильственными методами. Между престижностью государственной службы и действиями государственных служащих существует взаимосвязь. Следование государственными служащими принципам осуществления государственной службы и моральным и этическим принципам обеспечивает рост престижности государственной службы в глазах общества. Бюрократизм, взяточничество, иные злоупотребления со стороны чиновников являются препятствиями на пути повышения престижности государственной службы.
Направления развития престижа государственной гражданской службы
Престижность гражданской государственной службы выступает необходимым условием повышения значимости государственного управления в целом, что обусловлено пониманием государственной службы как существенной части государства в плане реализации его целей и задач.
Формирование программы повышения престижности государственной службы является одной из наиболее неизученных систем государственного управления.
Одним из основных направлений развития престижа государственной службы являются высокий уровень оплаты труда, призванный привлечь в систему государственного аппарата профессиональных, высокообразованных, подготовленных специалистов, желающих получать равноценную плату за свой добросовестный труд.
Однако только высокий уровень оплаты труда не обеспечивает решение проблемы престижности государственной службы, требуется развитие интереса к ней и за счет повышения ее социальной привлекательности посредством предоставления дополнительных гарантий социального характера, имеющих юридическую силу.
Также одним из направлений развития престижности государственной службы являются ужесточение требований к лицам, претендующим на замещение должностей в системе государственной службы, аттестационным мероприятиям, применяемым по отношению к государственным служащим, к процессу подготовки и переподготовки государственных служащих.
Пропаганда реальных историй, характеризующих несение государственной гражданской службы, также рассматривается в качестве действенного метода повышения престижа этой службы.