Прекаризация – это распространяющаяся в современном обществе тенденция перехода от трудовых отношений постоянного характера, обеспечивающих систему социальных гарантий, к неустойчивым формам занятости, влекущим потерю работником социально-трудовых прав, в частности отсутствие оплачиваемого больничного листа отпуска и пр., позволяющим при этом индивиду свободно распоряжаться своей занятостью, менять место жительства и пр.
Сущность прекаризации
Проблема прекаризации широко исследуется с конца прошлого века, сегодня можно выделить два ключевых подхода к определению сущности рассматриваемой категории:
- ряд авторов, исследуя прекаризацию, характеризуют ее как опасную тенденцию в сфере трудовых отношений, ведущую к изменению положения наемного работника: повышению социальной уязвимости такого работника в связи с неустойчивостью его социального положения, нестабильным доходом и отсутствием большинства социальных гарантий. Такого подхода преимущественно придерживаются неомарксистские авторы, рассматривающие прекаризацию как негативные последствия развития капитализма, обезличивания человека в трудовых отношениях, то есть подчеркивают ее эксплуататорский характер;
- другой позиции придерживаются авторы, рассматривающие прекаризацию и ее значение для социума в позитивном контексте, подчеркивая, что она позволяет проявлять индивиду креативность, адаптироваться к быстро меняющимся внешним условиям. Прекаризация для таких авторов – это возможность индивида свободно распоряжаться собственным временем, менять место жительства и пр. Иными словами, прекаризация рассматривается как необходимое условие комфортного осуществления трудовой деятельности в современных реалиях, позволяющее реализовывать нестандартный подход к труду всем заинтересованным субъектам.
При этом важно отметить, что оба подхода исходят из того что прекаризация – это относительно неформальная, неофициальная, неустойчивая или неполная занятость.
Представляется, что оба указанных подхода раскрывают объективно отдельные черты рассматриваемого социального процесса. Так, не вызывает сомнения, что возможность осуществлять трудовую деятельность в качестве самозанятого – это дополнительный инструмент реализации индивидом трудовых прав, который позволяет снять дополнительные налоговые обременения с индивида, свободно регулировать свою занятость исходя из собственных потребностей, например, необходимостью ухода за членом семьи и пр., не предполагает необоснованно завышенных требований к профессиональным знаниям и опыту и пр. При этом реализация трудовой деятельности в качестве самозанятого создает угрозу злоупотреблений со стороны работодателя, возможность выталкивать из официальных отношений работников, сокращая собственные социальные обязательства перед такими работниками. Представляется, что в современном обществе первоочередной задачей государства в этой области является выработка эффективных институтов, обеспечивающих возможность индивиду реализовывать трудовую деятельность в качестве самозанятого исключительно по собственному желанию, не будучи при этом ущемленной стороной, в том случае если индивид заинтересован в реализации трудовой деятельности в рамках официальных постоянных трудовых отношений с социальными гарантиями.
Прекаризация в современной России
В современной России под самозанятыми понимаются преимущественно работники, которые официально зарегистрированы в качестве самозанятых и выплачивают налог на профессиональную деятельность. Такая позиция соответствует позиции международного сообщества, в соответствии с которой Международная организация труда определяет самозанятых как занятых не по найму, работающих в неформальных трудовых отношениях на индивидуальной основе, не имея постоянного работодателя или постоянных работников.
Важно отметить, что действующим федеральным законодательством статус самозанятого был введен прежде всего, чтобы перевести работников, реализующих трудовую деятельность в нелегальном неофициальном поле, в правовое пространство. На сегодняшний момент однозначно оценить данное нововведение не представляется возможным, требуется более длительный период осуществления российским населением деятельности в качестве самозанятых, чтобы оценить положительные и отрицательные качества этого института.
Кроме того, в контексте прекаризации необходимо обратить внимание на одну из более уязвимых социальных групп – молодежь. Молодое поколение традиционно сталкивается с такими трудностями как платность образования, безработица, отсутствие стабильной занятости, недостаточные доходы, и это влияет на положение молодежи среди других более экономически устойчивых и профессионально сформировавшихся социальных групп. И в среде молодежи прекаризация действительно способна привести к серьезному ущемлению трудовых прав.
Проблема самозанятого населения для муниципальной власти
Существует несколько аспектов пересечения интересов муниципальной власти и самозанятых. Прежде всего, местное самоуправление призвано решать вопросы повседневной жизнедеятельности местного населения. Это, в свою очередь, требует определенных финансовых ресурсов. Налог, уплачиваемый самозанятыми, не подлежит зачислению в местные бюджеты.
Кроме того, перегибы со стороны работодателей в привлечении к работе самозанятых могут негативно сказаться на социальных правах и гарантиях местного населения. При этом муниципальная власть не обладает необходимыми полномочиями для предотвращения подобной ситуации.
Для эффективного использования института самозанятых органы публичного управления, в том числе и муниципальная власть, должны создавать необходимые предпосылки для правового образования и самообразования населения. Это позволит населению использовать статус самозанятых исключительно в тех случаях, когда это им удобно и необходимо, и гарантирует, что такой статус не будет навязан индивидам работодателем.