Предупреждение коррупции в аппарате государственного управления – это действия общества и государства, направленные на обеспечение условий, делающих невозможным осуществление чиновниками коррупционных действий.
Специфика российской коррупции в аппарате государственного управления
Коррупция выступает в качестве неизбежного элемента любой властной структуры. Советское государство, история существования которого предшествовала современному этапу функционирования российского государства, несмотря на наличие высоких идеалов, отличалась высоким уровнем коррупции, процветавшей в рамках системы лимитно-планового распределение ресурсов. В определенной мере эта система коррупции была унаследована и российской властью, которая также выложила свою лепту в развитие этого негативного явления управления.
Развитие коррупции в аппарате управления российского государства обусловлено следующими причинами:
- во-первых, низкий уровень престижности государственной службы;
- во-вторых, разрушение и утрата интеллектуальной элиты российского общества;
- в-третьих, недостаточный уровень вознаграждения государственных служащих, не способный обеспечить им достойный уровень жизни на всех уровнях этой службы;
- в-четвертых, снижение нравственных начал государственных служащих.
Указанные причины позволяют считать серьезной опасностью возможность деструктивного влияния государственных служащих на систему государственной власти, социально-экономическую составляющую государства, правовое поле и общие моральные установки общества. Росту коррупции также способствует разрушение системы социально-правового контроля деятельности государственных служащих и решений, которые они принимают.
Предупреждение коррупции следует направлять не только на установление и наказание лиц, совершающих преступления коррупционной направленности, но и на разработку и осуществление мер, направленных на предупреждение развития коррупции в аппарате государственного управления и органов муниципального управления.
Комплексный подход к предупреждению коррупции в аппарате государственного управления
Основы предупреждения коррупции в аппарате государственного управления составляет комплексный подход. Реализация данного подхода подразумевает осуществления следующих мероприятий:
- во-первых, разработка стратегии предупреждения коррупции, четкая правовая регламентация деятельности органов государственного и муниципального управления, обеспечение гласности этой деятельности, организация социального контроля за ее осуществлением;
- во-вторых, оптимизация структуры аппарата государственного управления и совершенствование процедуры принятия решений, затрагивающих законные интересы и права населения и хозяйствующих субъектов;
- в-третьих, обеспечение защиты законных интересов и прав государственных служащих со стороны государства;
- в-четвертых, обеспечение государством жизни государственных служащих и членов их семей на достойном уровне;
- в-пятых, организация финансового контроля за деятельностью государственных служащих и прочее.
Современное общество стремится к построению цивилизованного образа жизни, который невозможен без осуществления мер по предупреждению коррупции в аппарате государственного управления.
Правильная организация системы предупреждения коррупции в аппарате государственного управления обеспечивается пониманием природы коррупционных действий.
При рассмотрении проблемы предупреждения коррупции в аппарате государственного управления страны следует обратить внимание на то, что условия для развития этого негативного явления управления обеспечиваются самой системой функционирование государственного общественного механизма. По мнению специалистов, одной из причин возникновения коррупции в российском государственном управлении может являться несогласованность новых условий и унаследованных от прежнего режима механизмов функционирования государственного аппарата.
Антикоррупционная программа в первую очередь должна быть направлена на устранение этих несоответствий и обеспечения сбалансированности применяемых методов управления и новых условий существования государства. Российское общество в целом отрицательно относится к явлению коррупции, однако в определенной мере рассматривает его как норму поведения, во всяком случае в отношении чиновников.
В качестве одной из наиболее значимых мер предупреждения коррупции в аппарате государственного управления выступает оптимизация его структуры, в том числе на уровне федерального законодательства, четко определяющего численность и назначение всех должностных лиц в системе государственного управления. Также совершенствование требует механизм государственного контроля за деятельностью чиновников при исполнении ими служебных обязанностей. Снижению коррупционных действий также способствует четкое определение полномочий каждого чиновника в системе государственного управления.
Специалисты отмечают, что для российского аппарата государственного управления характерно наличие двойной или тройной компетенции, когда действия и полномочия одних органов государственного управления напрямую пересекается с другими органами государственного управления. Это порождает хаос и способствует развитию коррупции во всех направлениях государственного управления.
Структурные преобразования аппарата государственного управления должны стать основой государственной системы предупреждения коррупционных действий чиновников.
Также государство должно принимать меры, направленные на выработку системы высоких моральных принципов в сознании лиц, находящихся на обучении государственной или муниципальной службе. Государственный служащий должен осознавать свои высокое предназначение и следовать общепринятым моральным нормам при выполнении своих должностных обязанностей. Высокая нравственность государственного служащего должна быть первым препятствием на пути совершения коррупционных действий.
В конечном итоге, именно государственный служащий должен выступать первостепенным барьером на пути коррупции в аппарате государственного управления.