Государственная Дума – это нижняя палата Федерального собрания (парламента Российской Федерации).
Конституционные основы правового статуса Государственной Думы
Правовой статус Государственной Думы, в первую очередь, определяется российской Конституцией.
Осуществление законодательной власти в стране возложено на Федеральное Собрание, представляющее собой российский парламент, состоящий из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы.
Государственная Дума представляет собой нижнюю палату российского Парламента, включающую в свой состав 450 депутатов.
Избрание Государственной Думы осуществляется на пятилетний срок. Порядок организации и проведения выборов в Государственную Думу регулируется на уровне федерального законодательства.
К претендентам на избрание в Государственную Думу предъявляются следующие требования:
- во-первых, наличие российского гражданства;
- во-вторых, достижение возраста 21 года;
- в-третьих, наличие права на участие в выборах.
Конституция устанавливает запрет на возможность одновременного включения в состав верхней и нижней палаты российского Парламента. Депутатам Государственной Думы также запрещено быть депутатами других представительных органов государственного и муниципального управления.
Работа депутатов в Государственной Думе осуществляется на постоянной профессиональной основе. Депутатам запрещено нахождение на государственной службе, занятие иными оплачиваемыми видами деятельности, за исключением научной, преподавательской и другой творческой деятельности.
Российская Конституция наделяет депутатов нижней палаты Парламента неприкосновенностью на протяжении всего срока реализации их полномочий. Это подразумевает невозможность задержания, ареста, обыска, за исключением случаев задержания непосредственно на месте преступления, а также личного досмотра, кроме случаев, когда это обеспечивает безопасность иных людей.
Лишение депутатской неприкосновенности допускается только Государственной Думой в соответствии с представлением Генерального прокурора России.
Предметы ведения Государственной Думы
Предметы ведения Государственной Думы определяется статьей 103 российской Конституции. В соответствии с этой статьей в состав предметов ведения нижней палаты Парламента включаются:
- во-первых, одобрение выдвинутой Президентом России кандидатуры на пост главы Правительства России;
- во-вторых, принятие решения о доверии или недоверии российскому Правительству;
- в-третьих, заслушивание на ежегодной основе правительственных отчетов относительно результатов его деятельности, включая вопросы, которые были поставлены нижней палатой Парламента;
- в-четвертых, назначение и освобождение от должности главы Центрального банка России;
- в-пятых, назначение и освобождение от должности главы Счетной палаты и половины ее аудиторов;
- в-шестых, назначение и освобождение от должности уполномоченного по правам человека;
- в-седьмых, амнистирование;
- в-восьмых, выдвижение обвинения против российского Президента с целью отрешения его от должности.
Государственной Думой осуществляется принятие постановлений по вопросам, отнесенным российской Конституцией к предметам ее ведения. Принятие постановлений нижней палатой Парламента осуществляется большинством голосов от общей численности ее депутатов, за исключением случаев, когда иной порядок предусмотрен российской Конституцией.
Принятие законов нижней палатой Парламента
На Государственную Думу возложена обязанность принятия федеральных законов. Процесс принятия федеральных законов Государственной Думой начинается с внесения законопроектов на ее рассмотрение.
Для принятия федерального закона необходимо набрать большинство голосов от общей численности депутатов нижней палаты Парламента в пользу конкретного законопроекта, за исключением тех случаев, когда иной порядок голосования предусмотрен российской Конституцией.
После принятия нижней палатой Парламента федеральные законы в пятидневный срок передаются на рассмотрение в верхнюю палату Парламента, которая осуществляет процедуру одобрения. Отклонение федерального закона верхней палатой Парламента является основанием для создания согласительной комиссии, призванной обеспечить преодоления возникших разногласий. Согласительная процедура заканчивается повторным рассмотрением законопроекта Государственной Думой. Государственная Дума обладает правом принятия федеральных законов при повторном их рассмотрении в случае несогласия с позицией верхней палаты Парламента. Принятие федерального закона в этом случае осуществляется при наличии голосов в его пользу в количестве 2/3 от общей численности депутатов нижней палаты Парламента.
Роспуск нижней палаты Парламента
Статья 109 Российской Конституции предусматривает возможность роспуска нижней палаты Парламента по решению Президента Российской Федерации в определенных случаях. Роспуск нижней палаты Парламента российским Президентом требует назначения даты выборов для обеспечения сбора вновь избранной Государственной Думы в течение 4 месяцев с момента роспуска предыдущей.
Основанием для роспуска Государственной Думы может стать трехкратное отклонение представленных кандидатур главы Правительства России.
Также российский президент может распустить Государственную Думу в случае повторного выражения с ее стороны недоверия российскому Правительству в течении трех месяцев. При отказе в доверии российскому правительству по запросу главы Правительства российским Президентом может быть также принято решение о роспуске Государственной Думы. Последние два основания не могут стать причиной роспуска Государственной Думы в течение первого года исполнения полномочий.
Конституция не допускает роспуска Государственной Думы с момента выдвижения и обвинения против российского Президента до момента принятия соответствующего решения в верхней палате Парламента. Также роспуск Государственной Думы не допускается во время чрезвычайного или военного положения на территории Российской Федерации в последние полгода полномочий российского Президента.