Правовой статус государственного (муниципального) служащего – это законодательно определенная система прав и обязанностей, гарантий, запретов и ограничений, установленных в отношении замещающих должности государственной (муниципальной) службы лиц для обеспечения эффективной реализации функций и задач публичного управления в рамках должностных полномочий в соответствии с компетенцией конкретного органа публичного управления.
Значение и содержание правового статуса государственного служащего
Государственная служба – это институт, обеспечивающий ежедневно реализацию в непосредственной профессиональной деятельности государственных служащих функций и задач государственного управления в рамках компетенции конкретного органа и конкретной должности. Законность и эффективность действий государственных служащих определяет в конечном итоге уровень обеспечения прав личности, эффективность функционирования государственного механизма в целом. Указанное актуализирует разработку и реализацию инструментов, обеспечивающих надлежащее исполнение государственными служащими своих должностных обязанностей. Для этого действующим законодательством предусматривается категория правового статуса государственного служащего, который включает в себя права, обязанности, запреты, ограничения и гарантии, определяющие правовое положение лица, замещающего должность государственной службы.
Для формирования среды, обеспечивающей надлежащее исполнение государственным служащим своих обязанностей, законодательством в правовой статус государственного служащего включены такие права, как:
- право на обеспечение необходимых организационных и технических условий для реализации обязанностей по службе;
- право на получение информации относительно требований должностного регламента, иных локальных документов, устанавливающих правовой статус служащего в соответствии с конкретной должностью и пр.
В состав ключевых обязанностей государственного служащего действующее федеральное законодательство включает:
- соблюдение требований конституционного, федерального и регионального законодательства;
- реализацию должностных обязанностей в соответствии с регламентом по должности;
- соблюдение при реализации должностных обязанностей прав и свобод личности и др.
Кроме того, действующим федеральным законодательством предусматриваются запреты и ограничения, направленные на недопущение злоупотреблений при реализации должностных полномочий государственным служащим, в том числе на недопущение коррупционного поведения. Так, например, лица, замещающие должности государственной службы, не могут:
- избираться или назначаться на государственные должности или на должности в системе местного самоуправления;
- принимать участие в управлении коммерческими или некоммерческими организациями и др.
Значение и содержание правового статуса муниципального служащего
В соответствии с положениями действующей Конституции местное самоуправление является относительно обособленным уровнем единой системы публичного управления страной и в систему государственной власти не входит. Здесь важно отметить, что общие принципы организации и функционирования института местного самоуправления определяются положениями конституционного и федерального законодательства, а муниципальная политика ориентирована на общие цели и задачи развития, стоящие перед российским государством.
Правовая регламентация института муниципальной службы осуществляется:
- положениями федерального законодательства, прежде всего федерального законодательства о муниципальной службе в стране;
- положениями регионального законодательства, устанавливающими основы функционирования института на территории конкретного региона;
- положениями актов местного нормотворчества, определяющими специфику реализации служебных полномочий муниципальными служащими в конкретных органах муниципальной власти.
В соответствии с положениями действующего законодательства институт муниципальной службы может быть определен как профессиональная служебная деятельность российских граждан, реализуемая ими постоянно на должностях муниципальной службы, которые замещаются в рамках трудового договора. При этом из состава муниципальных служащих исключаются выборные должности, в том числе:
- депутаты представительных местных органов;
- члены иных выборных органов муниципального управления;
- выборные должностные лица муниципалитета.
По своему содержанию правовой статус муниципального служащего сложное, многоаспектное публично-правовое явление. Постоянный характер муниципальной службы предполагает, что должность муниципального служащего:
- должна предусматриваться соответствующими реестром;
- должна быть включена в штатное расписание конкретного органа муниципального управления.
Итак, в структуру правового статуса муниципального служащего входят права, обязанности, гарантии, ограничения и запреты, предусмотренные федеральным и региональным законодательством в отношении лица, замещающего должность муниципальной службы, предусмотренной соответствующим реестром, включенную в штатное расписание конкретного органа муниципального управления.
Значение установления запретов и ограничений в отношении лиц, замещающих должности муниципальной службы, определяется, как и в случае с государственными служащими, необходимостью ввиду высокой социальной значимости профессиональной деятельности муниципальных служащих гарантировать эффективность и добросовестность реализации ими служебных обязанностей. Итак, значение запретов и ограничений заключается в:
- предупреждении противоправных действий (бездействия) муниципальных служащих, в том числе предупреждение коррупционного поведения;
- обеспечении эффективной реализации муниципальными служащими должностных обязанностей;
- формировании среды для предупреждения конфликта интересов и личной заинтересованности при реализации должностных обязанностей муниципальными служащими.
Законодательная регламентация содержания отдельных прав, обязанностей, ограничений, запретов и гарантий в отношении муниципальных служащих совпадает с аналогичными категориями правового статуса государственных служащих.