Понятие государственного и муниципального управления
Правовое обеспечение государственного и муниципального управления – это определяемая конституционным, федеральным и региональным законодательством, а также местным нормотворчеством система административной и социально-экономической деятельности должностных лиц и органов публичного управления, направленной на обеспечение социально-экономического развития территории публично-правового образования, прав и интересов личности и благосостояния общества в целом.
Государственное и муниципальное управление традиционно трактуется как система взаимодействующих управляющих субъектов и управляемых объектов для их изменения для целей обеспечения социально-экономического развития общества и обеспечения прав личности.
Для обеспечения эффективного функционирования системы государственного и муниципального управления в системе учреждаются и функционируют государственные и муниципальные институты, которые объединяют группы людей, наделяя их соответствующими властными полномочиями, что позволяет им действовать от имени общества в целом и каждого отдельного гражданина в частности.
Функционирование всех субъектов системы государственного и муниципального управления – от личности и до должностного лица и органов публичного управления – регулируются нормативно-правовыми актами.
В качестве объекта системы государственного и муниципального управления следует рассматривать важнейшие для общества и личности социально-экономические процессы.
При этом необходимо отметить, что в условиях демократического правового государства и гражданского общества главной целью государственного и муниципального управления выступает обеспечения прав личности и эффективного экономического и социального развития общества.
В сегодняшней России в условиях демократизации общественных отношений стоят задачи обеспечения прав населения через демократические институты гражданского общества и выборных должностных лиц и органов публичного управления стабильного социального, экономического, политического развития страны.
Конституционное правовое обеспечение государственного и муниципального управления
Основы правового регулирования государственного и муниципального управления составляют положения Основного закона страны.
Отечественная действующая Конституция характеризуется высшей юридической силой, обладает прямым действием на всей территории. При этом законодательные и иные нормативно-правовые акты, которые принимаются в стране, должны не противоречить конституционным положениям. В соответствии с конституционными положениями международные общепризнанные нормы и договоры международного характера, заключенные Россией, выступают составной частью правовой системы страны: в случае, когда положением международного соглашения устанавливается иная норма по отношению к установленной Конституцией, применению подлежит международное соглашение.
Итак, правовое обеспечение государственного и муниципального управления в стране опосредуется значительным объемом международных актов, однако центральное место отводится конституционным нормам. Конституция провозглашает страну правовым, демократическим, республиканским и федеративным государством.
Указанное предполагает, что государственное и муниципальное управление страной должно строиться на принципах суверенитета населения страны, выборности и сменяемости должностных лиц и органов публичного управления, разделения функций государственной власти на представительную, исполнительную и судебную, открытости и гласности процессов государственного и муниципального управления, открытого доступа граждан к должностям государственной и муниципальной службы, подконтрольности государственного и муниципального управления населению и др.
Кроме того, специфика государственного и муниципального управления в стране определяется федеративным устройством. Фактически государственное управление подразделяется на федеральное и региональное управление, а муниципалитеты, в свою очередь, взаимодействуют в процессе управления, как с федеральными органами, так с региональными органами публичного управления.
Суверенитет российского населения разделен между центральными (федеральными) органами публичного управления и региональными органами публичного управления, которые функционирует в рамках территории относительно самостоятельных административно-территориальных единиц – субъектов Российской Федерации.
Важно подчеркнуть, что на систему государственного управления в регионах распространяются все закрепленные в Конституции демократические принципы организации публичного управления.
Между федеральными и региональными органами существует четкое разделение полномочий, обеспечивающих эффективное государственное управление. Стратегические цели социально-экономического государства трансформируются в стратегические цели развития конкретного региона, а также дополняются на региональном уровне специфическими целями развития территории конкретного региона.
Наиболее важные общественные отношения находятся в непосредственном регулировании Федерации, часть значимых общественных отношений находится в совместном ведении, вопросы, имеющие приоритетное значение для регулирования на региональном уровне, переданы в ведение органов регионального публичного управления.
Муниципальное управление не входит в систему государственного управления юридически, однако фактически муниципальное управление во многом определяется социально-экономической обстановкой в государстве в целом и в отдельных регионах. Федеральным законодательством устанавливаются основы муниципального управления в государстве, на основании которых органами публичного управления местного уровня разрабатываются акты местного нормотворчества, регулирующие деятельность органов и должностных лиц публичного управления местного уровня.