Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Правотворческий процесс как форма принятия государственных решений

Определение 1

Правотворческий процесс – это форма принятия государственных решений, подразумевающая организацию разработки и принятия нормативно-правовых актов, призванных регулировать различные сферы общественной жизнедеятельности.

Сущность правотворческого процесса

Определение 2

Правотворческий процесс – это разновидность государственной деятельности, призванная обеспечить формирование права. Процесс правотворчества направлен на формирование права, его закрепление и оформление.

Государство выступает основным источником права. Также государство может делегировать создание права другим субъектам. Порядок правотворчества закреплен формами права, которые находятся в неразрывной связи с правотворчеством и зависят от субъектов правотворчества.

История развития государства характеризуется различными формами права, определяющими способы создания этого права. Различают два способа формирования права:

  • во-первых, создание права органами государственного управления;
  • во-вторых, объявление государством правом того, что создано другими субъектами. В последнем случае речь идет о санкционировании государством обычаев, придающем им статус правового обычая. В частности, данный способ правотворчества применяется к санкционированию государством норм религии в качестве норм права.

Для современного общества основным способом формирования права выступает правотворческий процесс, осуществляемый государством. В этот процесс вовлекаются различные органы государственного управления. Для тех стран, которые применяют прецедентное право, субъектами правотворчества выступают также суды высших инстанций. В противном случае правотворческий процесс осуществляется органами государственного управления.

Правотворческий процесс – это разновидность правовой деятельности государства, состоящая в возведении государственной воли в форму правовых требований, правил, определяемых сущностью права, силами государственной власти, осуществляющая формирование права. Внешним проявлением правотворческого процесса выступают юридические нормы, которые закрепляются государством в соответствующих нормативно-правовых актах.

«Правотворческий процесс как форма принятия государственных решений» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Специфической особенностью правотворческого процесса является то, что любые нормы права не могут быть приняты без участия государства. Реализация правотворческих полномочий возложена только на государство.

Правотворчество также можно рассматривать как форму правовой и государственной деятельности, состоящей в принятии органами государственного управления решений относительно установления, изменения, отмены правовых норм и юридических пределов их действия.

Формы государственной деятельности наделены правореализующим и правотворческим характером, поскольку направлены на реализацию права. Правоохранительная и правоисполнительная деятельность также осуществляется на основе правовых норм и выступает в качестве правореализующей деятельности.

Цели и характеристики правотворческого процесса

Правотворческий процесс в системе государственного управления направлен на формирование нормативно-правовых основ, права. Правоохранительная и исполнительная деятельность государства направлена на реализацию права.

Правовая деятельность органов государственного управления наделена государственно-властным характером. Правотворческий процесс в системе государственного управления характеризуется специфическими чертами, которые отличают его от других форм государственной деятельности. К числу таких специфических черт можно отнести следующие:

  • во-первых, правотворческий процесс выступает в качестве единственного способа возведения государственной воли в форму права;
  • во-вторых, содержание правотворческого процесса состоит в создании, изменении, отмене норм права;
  • в-третьих, правотворческий процесс обеспечивает создание правовой основы для осуществления других видов правовой деятельности государства;
  • в-четвертых, результатом правотворческого процесса является формирование нормативно-правовых актов и источников права.

Принципы правотворческого процесса

Правотворческий процесс осуществляется в соответствии с определенными принципами, к числу которых относятся следующие:

  1. Принцип гласности и демократизма правотворческого процесса. Суть данного принципа состоит в процедуре разработки и принятия нормативно-правовых актов органами, ответственными за правотворческий процесс. Большую значимость в условиях современного правотворчества имеет вовлечение в его осуществление населения, трудовых коллективов, иных субъектов. Современный правотворческий процесс характеризуется открытостью, обеспечивающей гласность формирования норм права;
  2. Принцип профессионализма правотворческого процесса. Суть этого принципа состоит в прямой и непосредственной взаимосвязи с качеством правотворческого процесса, в обеспечении эффективности механизма принятия государственных управленческих решений. Осуществление правотворческого процесса требует привлечения компетентных специалистов, наделенных специальными профессиональными знаниями и опытом правотворчества;
  3. Принцип законности правотворческого процесса. Основу этого принципа составляет правило, понимающее необходимость осуществления правотворчества в рамках, установленных законодательством;
  4. Принцип научного характера правотворческого процесса и его связи с правоприменительной практикой. Основное требование этого принципа состоит в подготовке законопроектов не самих по себе, а на основе тщательного анализа социально-экономических проблем и ситуации в государстве, политической обстановки, потребностей в нормах права, целесообразности правовой регламентации тех или иных процессов, а также иных факторов.

Правотворческий процесс в системе государственного управления можно разделить на три разновидности:

  • во-первых, правотворчество, осуществляемое органами государственного управления на федеральном и региональном уровне;
  • во-вторых, правотворчество санкционированного характера;
  • в-третьих, народное правотворчество, осуществляемое в форме референдума.
Дата последнего обновления статьи: 17.07.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot