Правотворчество заключается в создании, изменении, отмене, приостановке действия, лишении юридической силы правовых норм. Процесс правотворчества не обладает субъективным характером, его возникновение происходит по причине общественной потребности в регулировании определенных сфер жизнедеятельности общества (экономическая, политическая и пр.). То есть, правотворчеству характерен объективный характер.
Субъекты правотворчества - органы и лица, которые уполномочены на изменение, создание, отмену, приостановление, лишение юридической силы правовых норм.
В России, в качестве субъектов правотворчества выступают следующие:
Субъекты правотворчества имеют определенные полномочия:
В основу правотворческого процесса положен ряд принципов:
Правотворческая деятельность подразделяется на виды на основе следующих оснований:
С позиции субъектов, правотворчество осуществляется в следующих формах, принятие нормативных актов осуществляют:
Наиболее часто в РФ используется вид правотворчества, когда принятие НПА осуществляют органы государства ( Обе палаты Федерального Собрания По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Структура палат Федерального Собрания РФ подробнее , Президент, Правительство По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Государственный контроль подробнее , государственные комитеты, ведомства и министерства).
При этом полномочия относительно правотворчества определяет Конституция По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Функции Конституции подробнее , конституции (уставы) субъектов РФ и иные законы.
В ст. 3 Конституции определяется, что носитель суверенитета и единственный источник власти в стране – ее многонациональный народ. Высшее непосредственное выражение власти народа – свободные выборы и референдум. При этом решение, которое принято на референдуме, общеобязательно и не требует дополнительного утверждения.
Заключение соглашений, которые содержат нормы права наиболее часто используется для регулирования трудовых отношений (коллективные договоры и пр.).
По содержанию издаваемые органами правотворчества НПА разделяются, в первую очередь, на законы и подзаконные акты.