Позиционирование организации на рынке консалтинговых услуг – это разработка и формирование имиджа организации таким образом, чтобы в сознании потребителя он занял достойное место за счет ее положительных отличий от конкурентов в соответствующем секторе рынка.
Значение позиционирования организации на рынке консалтинговых услуг
В условиях свободного рынка и, соответственно, открытой конкуренции большое значение имеет не только предложение конкурентоспособного продукта, но и продвижение такого продукта и организации на рынок, то есть позиционирование себя на рынке.
Сегодня значительное внимание со стороны эффективно функционирующих организаций уделяется вопросам маркетинга и продвижения своей продукции на рынок, что, в свою очередь, требует формирования внутри организации специальных подразделений, разрабатывающих и реализующих стратегии развития. Это в полной мере относится и к активно развивающемуся рынку консалтинговых услуг, в том числе в сфере финансового бухгалтерского учета, инвестирования и в иных отраслях.
Такими подразделениями реализуются деятельность по:
- исследованию рынка или сегмента рынка для продвижения продукта;
- исследованию конкурентных преимуществ продукта и организации;
- прогнозированию развития организации при функционировании в данном сегменте рынка;
- выбору маркетинговых инструментов для продвижения продукта на рынке.
Итак, позиционирование организации на рынке консалтинговых услуг включает в себя следующие аспекты:
- исследование конкурентных преимуществ продукта;
- исследование поведения конкурентов и реализуемых ими управленческих решений;
- исследование соответствующего сегмента рынка;
- разработка оптимальных стратегий продвижения продукта на рынок и наиболее полной реализации его конкурентных преимуществ.
Значение исследования рынка для позиционирования организации на рынке консалтинговых услуг
Выбору соответствующей стратегии продвижения консалтинговых услуг предшествует исследование соответствующего сегмента рынка, где функционирует организация и где она предлагает свой продукт. Такое исследование производится по следующим направлениям:
- уяснение потребностей лиц, потребляющих консалтинговые услуги, то есть определение запроса потребителя;
- уяснение тенденций и проблем функционирования отрасли консалтинговых услуг;
- разработка наиболее эффективных решений для оказания консалтинговых услуг в соответствующих условиях рынка;
- исследование продукта конкурентов и решений организаций-конкурентов в соответствующей сфере и пр.
Проведение анализа рынка по указанным направлениям с точки зрения позиционирования организации на рынке консалтинговых услуг позволяет решить следующие задачи:
- определить перечень и объем ресурсов, необходимых для удовлетворения запросов потребителя в соответствующей сфере;
- повысить ориентированность консалтинговых услуг на запросы потребителей, как следствие, повысить эффективность оказания консалтинговых услуг;
- выработать стратегию развития организации, продукта в условиях рынка;
- уяснить стратегии конкурентов и корректировать собственную стратегию с учетом поведения конкурентов.
Выбор маркетинговой стратегии для позиционирования организации на рынке консалтинговых услуг
По результатам исследования рынка менеджмент организации получает следующую информацию:
- количественные характеристики рынка или его сегмента, в том числе потенциальный объем дохода, количество потребителей и пр. Названная информация позволяет организации определить перечень ресурсов и объем ресурсов, которыми консалтинговая организация должна обладать для эффективного функционирования на рынке;
- доступность рынка или его сектора для взаимодействия, то есть наличие каналов сбыта – необходимого количества потенциальных потребителей, способных обеспечивать потребление планируемого объема поставки консалтинговых услуг, а также наличие каналов связи с потребителями и потенциальными потребителями для их информирования о конкурентных преимуществах консалтинговой услуги;
- необходимая прибыльность и рентабельность оказания консалтинговых услуг в соответствующем секторе рынка или на соответствующем рынке;
- прогнозирование целесообразности выхода на рынок с учетом позиций конкурентов, возможных стратегий их поведения в конкурентной борьбе. Так, например, если в соответствующем сегменте рынка конкуренция настолько сильна, что у организации отсутствуют необходимые ресурсы для выхода на рынок целесообразно поискать сегмент где конкуренция ниже, а, соответственно, шансы организации эффективно функционировать выше;
- прогнозирование перспектив развития в соответствующем секторе рынка или на соответствующем рынке.
Итак, для позиционирования организации на рынке консалтинговых услуг большое значение имеет исследование соответствующего сектора рынка, где организация планирует предлагать свой продукт. Такое исследование позволяет организации получить исходные данные для выработки собственной стратегии позиционирования на рынке консалтинговых услуг, в том числе определить свою стратегию в отношении конкурентов.
Сегодня все больше возрастает специализация профессиональной деятельности, указанное в полной мере относится и к сфере консалтинговых услуг. Поэтому для эффективного позиционирования организации на рынке консалтинговых услуг важно выбрать тот сектор рынка, где организация может наиболее эффективно продвигать свой продукт.
Таким образом, в современных условиях для эффективного функционирования организации на рынке консалтинговых услуг требуется перманентное углубление содержания консалтингового продукта, развитие организации в конкретной отрасли консалтинга. При достижении высокого уровня качества продукта в соответствующей отрасли консалтинга, организация может расширять перечень продуктов по отраслям, в свою очередь, также увеличивая глубину содержания услуги в каждой конкретной отрасли.