Порядок поступления на муниципальную службу – это нормативно регламентированная процедура отбора и формирования кадрового состава, обеспечивающего функционирование органов и деятельность должностных лиц местного самоуправления, реализуемая для привлечения на должности службы лиц, чьи профессиональные, деловые и личные качества наиболее полно соответствуют задачам муниципальной службы.
Порядок поступления на муниципальную службу
Конституционное и федеральное законодательство гарантирует каждому равный доступ к замещению должностей муниципальной службы. Указанное предполагает возможность поступления на должности муниципальной службы граждан, которые достигли возраста восемнадцати лет, владеют русским языком и соответствует тем требованиям квалификации, которые предусмотрены для конкретной должности. При этом должны соблюдаться законодательные ограничения, направленные на обеспечение эффективной реализации служащими своих обязанностей, в частности недопустимо замещение должностей лицами, чья дееспособность ограничена, или лицами, у которых наличествуют заболевания, препятствующие осуществлению муниципальной службы и пр.
Для поступления на службу гражданин должен обратиться с соответствующим заявлением с приложением необходимых документов, в частности трудовой книжки, документа, подтверждающего образование, документа, подтверждающего информацию о доходах за предшествующий год пр.
Здесь необходимо отметить, что представленную лицом, претендующим на должность муниципальной службы, информацию проверяет представитель нанимателя.
Кроме того, федеральным законодательством могут предусматриваться специальные требования к поступлению на муниципальную службу в отдельных муниципалитетах.
При отборе лиц для замещения должностей муниципальной службы могут реализовываться конкурсные процедуры. Конкурс проводится для того, чтобы наиболее эффективно оценить специальные знания, практические навыки и деловые качества лиц, претендующих на должности муниципальной службы, и соответствие таких качеств и навыков должности, на которые они претендуют.
Конкурсный отбор проводится специально формируемой комиссией, при этом процедура реализации конкурса, порядок формирования комиссии определяются актами местного нормотворчества, издаваемыми представительным органом.
Закон обязывает при проведении конкурса публиковать условия его проведения, дату и время, иные значимые сведения не позже чем за двадцать дней до его проведения.
Формально-юридически поступление лица на должность муниципальной службы закрепляется актом представителя нанимателя о назначении на соответствующую должность.
Порядок прохождения муниципальной службы
Муниципальная служба – это институт публичного управления, учреждаемый для эффективного решения вопросов местного значения посредством обеспечения деятельности должностных лиц и функционирования органов местного самоуправления. Именно поэтому важнейшее значение приобретает контроль эффективности муниципальных служащих при реализации служебной деятельности.
Одним из важнейших инструментов оценки соответствия специальных знаний, практических навыков, деловых качеств лица, замещающего должность, требованиям к замещаемой должности является аттестация.
Аттестация муниципального служащего проводится в период прохождения муниципальной службы каждые три года. По итогам аттестации специальная комиссия принимает решение относительно соответствия или несоответствия лица замещаемой должности. Кроме того, комиссия наделена правом рекомендовать поощрения в отношении конкретных муниципальных служащих, которые наиболее эффективно реализовывали свои обязанности, в частности комиссия может рекомендовать повысить их в должности. Также аттестация позволяет комиссии выработать рекомендации по улучшению деятельности служащих.
Итоги аттестации доводятся до сведения нанимателя и муниципальных служащих, которые проходили аттестацию.
Наниматель, руководствуясь итогами аттестации, соответственно, поощряет муниципального служащего или понижает в должности с его согласия. Когда служащий выражает несогласие с понижением в должности и его нельзя перевести с его согласия на иную должность, наниматель может уволить служащего по причине несоответствия замещаемой должности в виду недостаточной квалификации, которую выявлена итогами аттестации.
Также комиссия может дать рекомендацию относительно необходимости профессионального развития в отношении конкретных муниципальных служащих посредством получения дополнительного образования.
Порядок прекращения муниципальной службы
Отношения между представителем нанимателя (соответствующего государственного органа) и лицом, замещающим должность муниципальной службы, если иное не предусмотрено специальным законодательством о муниципальной службе, регулируются трудовым законодательством.
Так, специальным законодательством, кроме общих оснований расторжения трудового договора, предусматриваются следующие основания расторжения такого договора по инициативе работодателя:
- наступление возраста предельного для замещения соответствующей должности;
- прекращение российского гражданства или иностранного гражданства, если международный договор предусматривал возможность занятия должностей муниципальной службы иностранным гражданином;
- нарушение запретов, несоблюдение ограничений, которые предусмотрены федеральным законодательством в связи с реализацией муниципальной службы;
- применение в отношении служащего дисквалификации в качестве наказания за административное правонарушение.
Здесь необходимо отметить, что достижение возраста предельного для замещаемой должности не является обязательным основанием для расторжения контракта, срок нахождения на службе может быть продлен для таких служащих.