Знания – это результат поиска, сбора и осмысления сведений о законах природы, социума, мышления.
Подходы к определению понятия «знания»
Категория знаний многогранна, в разных теориях и контекстах содержание этой категории может отличаться. В самом общем виде категория знания может охватывать:
- осознанные человеком сведения и факты, классифицированные по избранному критерию;
- понимание данных и фактов;
- теоретические концепции интерпретации фактов;
- принципы и механизмы получения сведений;
- способы интерпретации данных и др.
Понятие знаний стало разрабатываться еще в античный период человеческой истории. Уже в указанный период знания рассматривались как накопленный, закодированный социально значимый опыт. Так, например, разработанная Платоном концепция знаний, в том или ином виде используются современной наукой. По Платону, знания – это статическое понятие, его можно зафиксировать в книге или в сознании человека, однако ему требуется пробуждающий, оживляющий стимул.
Современная теория предлагает следующие основные подходы к определению категории «знания»:
- знания представляют собой информацию, изменяющую что-либо, кого-либо и выступающую причиной действий или формирующую возможности как для отдельного человека, так для социальной группы совершения более эффективных действий в различных сферах общественной жизни. Знания формируются и применяются в сознании специалистов, для которых формирование и применение знаний являются профессиональной деятельности. Таким образом, знания фактически фиксируются в документах, в специальных хранилищах информации и в повседневной деятельности специалистов – в тех инструментах, методах и процессах, которые используются ими для организации собственной деятельности;
- знания представляют собой совокупность различной информации и способностей, которые люди используют для решения конкретной практической проблемы. При этом важно отметить, что знания аккумулируют как теоретические, так и практические данные, конструируются человеком и отражают его ожидания причинно-следственной связи;
- знания – это форма отражения части реального или предполагаемого мира на конкретном носителе и др.
Классификация знаний
В теории выделяют разнообразные классификации знаний. К числу основных классификаций можно отнести следующие:
По целевому признаку знания можно разделить на:
- теоретические, которые представляют собой фундаментальные концепции, теории, принципы, модели, гипотезы, выведенные и обобщенные специалистами в процессе длительной научной деятельности;
- практические, которые представляют собой результаты прикладной теории, эмпирических правил опыта и пр., используемые постоянно при реализации практической деятельности.
По способу закрепления знания могут быть:
- формализованными. Это знания, которые могут быть зафиксированы и передаваться от одного человека к другому, от одного поколения к другому посредством использования языковой и иных формализованных систем. Названными знаниями являются в частности знания, содержащиеся в научных докладах, монографиях и пр.;
- неформализованными. Этот тип знаний приобретается индивидуумом на практике и лишь частично передается от одного человека к другому. Примером таких знаний в частности в бизнес-сфере являются оригинальные процессы организации бизнеса на конкретном предприятии, которые, например, может освоить вновь пришедший работник.
По степени доступности знания делят на:
- явные, то есть те, которые определены, конкретизированы, воспроизведены, сохранены и доступны для освоения из специальных источников – статей, учебников, справочников и др.;
- неявные. Этот тип знаний не позволяет легко проверить их, обсудить, поскольку они формируются в процессе практической деятельности, находят выражение в умениях и способностях конкретных индивидов и не всегда фиксируются, а передаются нередко исключительно за счет устного обмена мнениями.
Источники знаний
Для современной теории и практики крайне важно обеспечить выявление всего многообразия источников знаний и обеспечения доступности таких источников для всех заинтересованных субъектов. Распространение информационных технологий изменило взаимоотношения между специалистами и неспециалистами, между хозяйствующими субъектами и персоналом, между источником блага и его потребителем. Знания объективно следует рассматривать не как однонаправленное явление, а как базу для постоянного информационного обмена между создателями и пользователями информации.
С точки зрения субъекта хозяйствования или иной организации знания добываются как из внутренних, так и из внешних источников. В состав системы внешних источников знаний можно включить:
- публикации в журналах, иных периодических изданиях, в учебной и научной литературе, в сборниках по результатам проведения конференций, круглых столов и пр.;
- специально организованные консультационные источники;
- специальные отраслевые документы в конкретной сфере человеческой деятельности;
- образовательные ресурсы – образовательные программы, курсы, семинары;
- поток информации, поступающей от субъектов, с которыми взаимодействуют индивид, социальная группа, предприниматель и пр.
К числу внутренних источников знаний по отношению к субъекту предпринимательства или любой другой организации можно отнести:
- опыт и знания специалистов организации;
- сведения, поступающие от внутренних и внешних клиентов;
- корпоративные экспертные исследования;
- политику организации и др.
Решающее значение для эффективного использования знаний сегодня имеют:
- обстоятельства, надежность источников знаний;
- возможность эффективной проверки полноты, достоверности, актуальности данных;
- возможность эффективно и оперативно собирать, обрабатывать и использовать данные, прежде всего за счет использования информационных технологий. Здесь важно подчеркнуть, что с информатизацией общественных отношений решающую роль в сборе, аккумулировании и обработки информации стали играть информационные технологии, которые позволяют автоматически обрабатывать большие массивы данных для решения конкретных теоретических и практических проблем.