Общегосударственное планирование – это комплекс методологических, социально-экономических, организационных мероприятий, опосредующих деятельность по подготовке принятия управленческих решений по направлениям социально-экономического, инновационного, экологического и иного развития страны.
Сущность и значение общегосударственного планирования
В самом общем виде общегосударственное планирование можно определить как систему, опосредующую принятие решений относительно планируемого социально-экономического развития государства в целом или отдельных его территорий, определения наиболее эффективных средств обеспечения такого развития, посредством формирования планов, программ и мероприятий инновационного научно-технического, экономического, социального развития государства и входящих в его состав территорий.
Как и всякую деятельность по планированию, общегосударственное планирование можно охарактеризовать как сложный, многоаспектный, многоэтапный процесс, который характеризуются особыми методологической, социально-экономической и организационной составляющими.
Итак, составляющие общегосударственного планирования могут быть охарактеризованы следующим образом:
- методологическая составляющая общегосударственного планирования представляет собой систему принципов, методов и инструментов, которые используются уполномоченными субъекта для реализации планирования развития государственной территории;
- социально экономическая составляющая представляет собой познавательно-исследовательское направление деятельности, включающее выявление действующих экономических и социальных закономерностей, выработку на основе выявленных закономерностей экономической и социальной политики страны для целей обеспечения социально-экономического развития территории государства и отдельных территорий, его образующих;
- организационная составляющая общегосударственного планирования представляет собой систему органов публичного управления государственного и регионального уровней, уполномоченных осуществлять разработку стратегических планов, программ и мероприятий, направленных на обеспечение социально-экономического развития.
Значение общегосударственного планирования для общественного и государственного прогрессивного развития, обеспечения прав отдельной личности и благосостояния всего населения выражается в задачах, которые такое планирование решает. Так, к числу задач общегосударственного планирования относятся следующие:
- исследование установления социальных запросов, то есть тех потребностей населения, которые нуждаются в удовлетворении посредством деятельности органов публичного управления, посредством государственно-правового воздействия на значимые общественные отношения;
- изыскание ресурсов для удовлетворения запроса населения, в том числе правовых, материально-технических, финансовых, социальных, трудовых интересов;
- обоснование целесообразности использования изыскиваемых и аккумулируемых государством ресурсов для решения конкретных задач социально-экономического развития;
- обеспечение баланса развития отдельных экономических областей, отдельных отраслей производства и баланса развития региональных территорий и пр.
Виды общегосударственного планирования
Общегосударственное планирование по своему содержанию и формам реализации делятся на следующие виды:
Директивное общегосударственное планирование. Этот вид государственной планировочной деятельности характеризуется следующими признаками:
- результатом планирования выступает принятие плана, который по юридическим свойствам соответствует законодательному акту;
- за не достижение утвержденных показателей предусматривается система мер ответственности;
- утвержденный план направлен строго определенному кругу субъектов-исполнителей;
- должностные лица, уполномоченные на реализацию плана, несут персональную ответственность за достижение плановых показателей.
Замечание 1Названный вид планирования широко применялся на территории Советского Союза, где государственное планирование выступало средством прямого регулирования всех отраслей хозяйства страны для достижения целей и задач, которые виделись обоснованными и необходимым партийному руководству.
Планы директивного характера разрабатывались на пятилетний период в отношении отдельного сектора хозяйства, в отношении отдельной союзной территории. Для реализации пятилетних планов ежегодно принимались оперативные планы;
Индикативное общегосударственное планирование. Данный вид государственной планировочной деятельности предполагает разработку и утверждение системы индикаторов, которые объективно характеризовали бы обстановку социально-экономического развития Федерации и регионов и позволяли бы прослеживать динамику такого развития. Названный вид планирования отличается от предыдущего тем, что индикаторы носят ориентирующий, но не обязательный характер. Такие индикаторы содержат важную информацию относительно темпов развития экономики, темпов роста цен на товары потребительского характера, изменения уровня занятости и иных важнейших социально-экономических процессов для нужд частных организаций, отдельных отраслей отечественной экономики и региональных территории.
Кроме того, план содержит характеристику социального запроса и, соответственно, характеристику государственного заказа, что, в свою очередь, позволяет отследить размер финансирования, которое государство направит организациям, реализующим такой заказ. Отечественная система планирования на сегодняшний момент не содержат правовые основы для индикативного планирования, однако отдельные попытки для реализации этого вида предпринимаются;
Стратегическое общегосударственное планирование. Этот вид планирования предполагает ориентацию органов публичного управления, отраслей экономики, частных субъектов на формирование планируемых будущих социально-экономических условий. Здесь предполагается:
- исследование внешней и внутренней среды, определение возможностей и рисков социально-экономического развития;
- определение стратегических направлений социально-экономического развития Федерации и регионов;
- разработка вариативных стратегий развития, выбор наиболее обоснованной.
Названный вид планирования сегодня применяется широко в отечественной практике.