Основы уставного нормотворчества
Эффективность муниципального управления во многом определяется эффективностью правового регулирования муниципальных отношений не только на федеральном и региональном уровнях, но и на муниципальном.
Устав муниципального образования представляет собой относительно новый для отечественной правовой системы вид нормативного правового акта. Главное предназначение указанного вида нормативных актов – это формирование условий, которые способны укрепить демократические основы политического устройства современной России, обеспечить доступ населения к решению вопросов местного значения и развить институты гражданского общества на уровне муниципального образования.
В отечественной правовой системе уставы появляются с 1991 года, когда был принят Закон РСФСР «О местном самоуправлении». Положениями закона предусматривалось принятие районным, городским, поселковым или сельским Советом положения (устава) о местном самоуправлении, где находили конкретизацию система и структура местных органов управления, полномочия органов управления муниципального образования, процедуры функционирования таких органов, разграничение полномочий между соответствующими звеньями системы местных органов и другие вопросы. Устав подлежал обязательной регистрации в органах публичной власти регионального уровня.
Активное развитие муниципального нормотворчества начинается с принятием Конституции РФ 1993 года и принятием Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 1995 года. В последующем этот закон заменил Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 2003 года, сохранив положения прежнего законодательства относительно уставного нормотворчества.
Устав как основной документ муниципального образования
Устав представляет собой основной документ муниципального образования:
- закрепляющий правовые основы организации системы местного самоуправления – структуру системы местных органов власти, полномочия местных органов, порядок их формирования и функционирования;
- гарантирующий самостоятельность и автономность местных органов власти и управления;
- предусматривающий демократические инструменты прямого участия населения в решении вопросов местного значения.
Признаки устава муниципального образования
Устав муниципального образования характеризуется такими общими для всех нормативно-правовых актов признаками, как особая процедура принятия, нормативность (содержит правила поведения, обязательные для круга субъектов, на которых распространяется его действие), направленность на регулирование определенного типа общественных отношений, обеспечение исполнения под угрозой государственного принуждения и др.
Кроме того, как особому виду нормативно-правовых, актов уставу муниципального образования присущи следующие признаки:
- высшая юридическая сила в системе муниципальных актов. Гарантированная Конституцией РФ самостоятельность муниципального образования в решении вопросов организации и деятельности институтов местного управления на территории муниципального образования находит воплощение в принятии устава: устав упорядочивает муниципальные властные отношения, выступает основным актом, которому должны соответствовать все прочие акты муниципального нормотворчества. Это своего рода особый учредительный документ, в котором разрешены главные вопросы жизнедеятельности населения муниципального образования – вопросы структуры, формирования, организации муниципальных органов, процедуры реализации полномочий муниципальными органами, а также гарантированные институты демократии на местном уровне. Устав обладает верховенством по отношению к муниципальным правовым актом и прямым действием, то есть положения устава направлены на непосредственное регулирование муниципальных отношений;
- особый субъект принятия устава муниципального образования. Устав муниципального образования в соответствии с требованиями закона принимается представительным органом местного самоуправления, а в муниципальных образованиях, где численность населения невысока, устав может быть принят на сходе граждан. Проект Устава подлежит обязательному обнародованию для ознакомления местного населения с его текстом, так называемые публичные слушания. Таким образом реализуется право граждан на участие в обсуждении принимаемого основного акта муниципального образования, регламентирующего вопросы их жизни и деятельности;
- особый предмет правового регулирования.
Предмет регулирования устава муниципального образования
Уставом муниципального образования регулируется основные вопросы жизнедеятельности местного сообщества. Так, в предмет правового регулирования устала муниципального образования входят следующие вопросы:
- закрепляется символика муниципального образования, в том числе определяется его наименование;
- на основе конституционного и иного федерального законодательства определяется круг вопросов, которые подлежат разрешению в рамках функционирования местного самоуправления;
- устанавливаются формы, процедуры, гарантии участия местного населения в разрешении вопросов местного значения непосредственно или через образуемые на территории муниципального образования органы общественного самоуправления;
- предусматривается система, структура, функции органов местного самоуправления;
- определяется порядок формирования местных органов, также порядок избрания или назначения должностных лиц органов местного самоуправления, определяются сроки полномочий, основания прекращения полномочий и другие процедурные вопросы;
- закрепляются наименования и конкретный перечень полномочий местных органов и должностных лиц местного самоуправления;
- предусматриваются виды и характер ответственности местных органов и должностных лиц местного самоуправления при нарушении требований законов в области муниципального управления, в частности устанавливаются основания наступления ответственности, порядок решения вопроса о привлечении к ответственности, в том числе основания и процедура отзыва населением выборного должностного лица, досрочного прекращения полномочий выборного муниципального органа;
- процедура изменения положений устава муниципального образования.