Контроль на государственной службе – это функция государственного управления, суть которой состоит в наблюдении за государственными служащими, их состоянием, ошибками и нарушениями, а также привлечении их к ответственности.
Понятие и сущность контроля на государственной службе
Государственная служба представляет собой вид профессиональной деятельности, специфика которого обусловлена его внутренними свойствами и наличием принципиальных черт. Функции государственной службы фактически копируют функции государства, поскольку именно государственные служащие призваны осуществлять государственное управление, обеспечивать его практическую реализацию.
Контроль выступает в качестве ведущей функции в любом управлении, включая государственную. Фактически контроль выступает началом и концом управленческого цикла. Контроль на государственной службе – это контроль соблюдения органами государственного управления и государственными служащими требований законодательства. Осуществление контроля на государственной службе возлагается на все органы государственного управления в рамках их компетенции, раскрывающейся совокупностью прав и обязанностей.
Сущность контроля на государственной службе проявляется в выполняемых им действиях:
- во-первых, осуществление наблюдения за государственными служащими;
- во-вторых, получение достоверных и объективных сведение о состоянии государственной службы;
- в-третьих, реализация мер, направленных на предотвращение нарушений порядка осуществления государственной службы;
- в-четвертых, выявление условий и причин, которые способствуют нарушению в осуществлении государственной службы;
- в-пятых, реализация мер, направленных на привлечение к ответственности лиц, допустивших нарушение и несение государственной службы.
Характеристика видов контроля на государственной службе
В основе классификации видов контроля на государственной службе находятся разнообразные признаки. К числу таких признаков относятся следующие признаки:
- во-первых, видовой признак;
- во-вторых, объект контроля;
- в-третьих, время контроля;
- в-четвертых, субъект контроля.
В соответствии с видовым признаком контроль на государственной службе делится на следующие виды:
- во-первых, политический контроль, суть которого состоит в регламентации участия государственных служащих в политической деятельности, политических движений или партиях;
- во-вторых, административный контроль, суть которого состоит в оценке соблюдения административных регламентов деятельности государственных служащих и привлечения их к административной ответственности;
- в-третьих, судебный контроль, суть которого сводится к осуществлению правосудия в отношении лиц, допустивших нарушения порядка осуществления государственной службы;
- в-седьмых, социальный контроль, суть которого состоит в оценке обществом деятельности государственных служащих.
В соответствии с критерием объекта контроля различают следующие виды контроля на государственной службой:
- во-первых, функциональный контроль, суть которого сводится к оценке соответствия исполнения государственными служащими своих функциональных обязанностей;
- во-вторых, специальный контроль, суть которого сводится к проверке определенных направлений государственной службы.
В соответствии с критерием времени контроля на государственной службе такой контроль делится на следующие виды:
- во-первых, предварительный контроль на государственной службе, суть которого состоит в определении ресурсной базы. В качестве объекта и предварительного контроля на государственной службе выступает количественный и квалификационный состав государственных служащих, их обеспеченность необходимыми финансовыми и материальными ресурсами для осуществления государственной службы. Результатам предварительного контроля является план действий государственных служащих;
- во-вторых, текущий контроль на государственной службе. Данный вид контроля осуществляется в процессе несения государственной службы с целью исследования общих социально-экономических ее результатов и частных характеристик. Текущий контроль является инструментом реализации обратной связи. Его осуществление протекает на различных этапах государственной службы и государственного управления в отношении исполнителей, руководителей среднего звена, руководства органов государственного управления и так далее;
- в-третьих, заключительный контроль, выступающий конечной стадией контроля на государственной службе.
В соответствии с критерием отношения к государственным служащим контроль на государственной службе делится на два вида:
- во-первых, внешний контроль, представляющий собой контрольную деятельность, осуществляемую по отношению к государственным служащим одних органов государственного управления государственными служащими других органов государственного управления;
- во-вторых, внутренний контроль, представляющий собой контрольную деятельность, осуществляемую по отношению к государственным служащим вышестоящими государственными служащими, занятыми в том же органе государственного управления, а также специальными структурными подразделениями органа государственного управления.
В соответствии с критерием субъекта контроля на государственной службе данный контроль делится на следующие виды:
- во-первых, парламентский контроль, осуществляемый Федеральным Собранием Российской Федерации по отношению к федеральным органам государственного управления исполнительного характера, а также представительными органами государственного управления регионального уровня в отношении исполнительных органов государственного управления регионального уровня;
- во-вторых, прокурорский контроль, представляющий собой осуществление надзорной деятельности органами прокуратуры за соблюдением законодательства при осуществлении государственной службы;
- в-третьих, судебный контроль, представляющий собой реализацию судебной власти в отношении конституционного, гражданского, уголовного и административного судопроизводства к государственным служащим.