Понятие государственной собственности
Государственная собственность – это одна из гарантированных российским гражданским законодательством форм собственности, то есть система правомочий государства и регионов по владению, распоряжению и пользованию имуществом.
Исторически государства учреждаются для реализации переданных населением функций управления, преследующих цель наиболее эффективно организовать общественные отношения и обеспечить социально-экономическое развитие.
При этом государство способно реализовать свои управленческие функции исключительно через систему должностных лиц и органов публичного управления, учреждение и функционирование которых требуют аккумуляции и обособления определенных финансовых, материально-технических, кадровых и иных ресурсов.
Указанное предопределяет необходимость передачи и сосредоточения в руках должностных лиц и органов публичного управления полномочий собственника на имущество, необходимое для реализации управленческих функций.
Кроме того, государство как социальный институт эффективной организации жизнедеятельности населения определенной территории принимает на себя полномочия собственника в отношении того имущества, значение которого велико для всего населения.
Социально-экономическая природа государственной собственности позволяет определить ее как выражение общественных отношений, которые складываются между населением и публично-правовыми институтами по поводу присвоения благ для реализации публичных интересов.
Характеристика видов государственной собственности
Цивилистика традиционно трактует право собственности как правоотношение, которое выражает экономическое отношение к материальному благу. При этом принято различать категории форма собственности и право собственности.
Форма собственности – это правоотношения, выражающие экономическое отношение различных субъектов к материальному благу. Так, основным законом страны гарантируется равенство собственности частных субъектов гражданского оборота и публично-правовых образований. Отдельные авторы в связи с этим указывают на отсутствие целесообразности классификации права собственности в зависимости от тех субъектов, которым принадлежат материальная блага. Такая позиция представляется неоправданной, поскольку несмотря на равенство гарантируемой государством защиты права собственности различным субъектам, реализация правомочий, составляющих права собственности в зависимости от субъекта характеризуется специфическими чертами, например:
- в число объектов, составляющих государственную собственность, могут входить объекты, изъятые из гражданского оборота, соответственно, граждане и их объединения такими объектами владеть не могут;
- государственная собственность имеет специфические источники формирования, такие как национализация, налогообложение, конфискация. Граждане и их объединения лишены возможности приобретать в свою собственность имущество такими способами и пр.
Другими словами, содержание правомочий собственника отличается в соответствии с отечественным законодательством исходя из формы собственности.
Конституционное закрепление получили следующие формы собственности:
- частная собственность;
- собственность государства;
- собственность муниципалитета.
При этом конституция наряду с поименованными признает и равенство иных форм собственности.
Ввиду федеративного устройства Российского государства, государственная собственность делится исходя из фигуры правообладателя на:
- федеральную собственность;
- собственность субъекта Федерации или региональную собственность.
Государственная собственность, как федеральная, так и региональная, по своей природе, характеризуется уникальным назначением: она призвана обеспечивать решение управленческих задач и реализацию функций публично-правового образования для эффективного социально-экономического развития территории и наиболее полного обеспечения прав и свобод личности.
Указанным назначением предопределяется и состав государственной собственности – ее образует только то имущество, которое необходимо публично-правовому образованию для реализации конституционно установленных полномочий.
Другая специфическая черта государственной собственности заключается в том, что государство как законодатель и правообладатель одновременно устанавливает для себя и других субъектов права собственности обязательные правила и нормы по реализации права собственности.
Государство указанным правом наделено в силу своего назначения – это право производно от суверенитета, переданного государству населением, у регионов оно производно от государственного суверенитета.
В состав исключительной федеральной собственности может входить:
- имущество, которое образует национальное богатство;
- имущество, которое обеспечивает деятельность органов публичной власти и решение общенациональных задач;
- имущество оборонного производства;
- имущество тех областей экономики, которые имеют общенациональное значение и составляют базу для развития других областей.
Имущество, которое входит в состав региональной собственности:
- имущество, необходимое для реализации управленческих задач органами публичного управления субъектов в рамках предметов регионального ведения;
- имущество, которое обеспечивает решение управленческих задач совместного с Федерацией ведения;
- имущество, которое необходимо для обеспечения деятельности государственных служащих в региональных органах, предприятиях и учреждениях, образованных региональными органами власти;
- имущество, которое требуется для реализации управленческих задач, переданных Федерацией.
По функциональному назначению государственное имущество может быть разделено на:
- казну;
- имущество предприятий и учреждений государства;
- имущественные права и обязанности государства.