Понятие государственной формы собственности
Государственная собственность – это имущество, в отношении которого государство обладает совокупностью правомочий пользования, владения и распоряжения, то есть является собственником.
Форма государственной собственности на имущество возникает фактически с момента становления государства, когда перед обществом возникают проблемы обособления аппарата управления и обеспечения его необходимыми ресурсами для выполнения публично-правовых функций. Свою значимость государственная собственность сохраняет и в развитых правопорядках. При этом с усложнением общественного устройства, экономических связей и производительных сил в частности усложняется и система управления собственностью государства, что актуализирует обособление в структуре публичного управления функции управления государственной собственностью.
Собственность современного государства представляет собой совокупность значительного числа имущественных объектов, которые характеризуются организационно-правовым разнообразием и расположены на территории всего государства, а также в иностранных государствах.
Имущество, составляющее государственную собственность в федеративном государстве, объединяет имущество Федерации и относительно политически самостоятельных образований, входящих в ее состав.
Имущество, составляющее государственную собственность, объединяет следующие виды:
- объекты недвижимого имущества;
- предприятия, образованные государством;
- акции и доли в уставных капиталах коммерческих организаций и др.
Система публичного управления имущественными объектами государственной собственности должна строиться посредством предварительного объединения однотипных имущественных объектов общей группы и установления в соответствии с назначением группы имущества задач, целей и инструментов организации управления ими.
Интеллектуальная собственность как проблема государственной собственности
В современных развитых правопорядках действует так называемая менеджериальная экономика: публично-правовое образование передает функции управления профессиональным субъектам. При этом в США с информатизацией общественной жизни происходит переход к новому типу организации экономических отношений: у предпринимателей (производителей, собственников) наличествует острая потребность в получении научно-технической, инновационной, маркетинговой, финансовой и других видов информации. В такой обстановке государство аккумулирует свои ресурсы и направляет в сферу инновационных технологий для формирования нового эффективного вида государственной собственности – интеллектуальной собственности.
В отечественном правопорядке интеллектуальная собственность не получила достаточного развития и правовой охраны, процессы информатизации фактически только начинают внедряться в сферу публично-правового управления, не в полной мере инструменты информатизации востребованы и частной сферой.
Таким образом, государство сегодня должно увеличивать свое влияние на информатизацию общества, в частности, посредством направления вложений в капиталоемкие сферы экономики, такие как инновационное производство, для целей последующего предоставления частным субъектам доступа к информационным ресурсам для повышения эффективности их деятельности. Кроме того, на государстве лежит обязанность по обеспечению правовых инструментов защиты интеллектуальной собственности, информационной коммерческой тайны, формированию собственных информационных ресурсов для использования предпринимателями и пр.
Проблемы приватизации государственной собственности
Практика современных экономических систем подтвердила, что монополия государственной собственности, как и монополия частной собственности, не решает задачи эффективного управления экономикой. Только через многообразие и эффективное использование различных форм собственности заинтересованными субъектами возможно обеспечить прогрессивное развитие экономики. При этом необходимым фактором развития экономических отношений выступает личная заинтересованность субъектов экономики в производстве продукта, его эффективной реализации, во внедрении инноваций для повышения эффективности производства. Иными словами, государство как активный участник экономических отношений должно обеспечить частным субъектам возможность эффективного развития и максимизации прибыли и, как следствие, обеспечивать интересы общества и личности, в частности, посредством привлечения значительных поступлений в бюджет.
В современных правопорядках происходит перманентное снижение степени государственного вмешательства в экономические отношения, решаются задачи эффективной приватизации государственного имущества. В качестве основных инструментов используются приватизация экономики и приватизация конкретного государственного предприятия. Здесь государство должно решать новые задачи выступать эффективным агентом, регламентируя оптимальные условия передачи государственной собственности частным субъектам.
При этом важно подчеркнуть, что в качестве важнейшей проблемы государственной собственности следует рассматривать имманентно присущий ей особый правовой статус: именно государство сосредотачивает в своих руках функции правового регулирования экономических отношений, а значит, и определения правового режима всякой формы собственности. Кроме того, государство наделяется значительными финансовыми ресурсами и поэтому может успешно конкурировать на рынке с любым частным субъектом. Другими словами, всякая сфера экономических отношений, в которой активно функционирует государство, подвержена монополизации государственной собственностью.
Указанное актуализирует утверждение не только в законодательстве, но и на практике принципов эффективного участия государства в экономических отношениях, формирования мощных механизмов контроля, в том числе общественного, а также правовых инструментов защиты экономических прав частными субъектами (в частности, от недобросовестной конкуренции со стороны государства).