Понятие планирования в управленческой деятельности
Планирование представляет собой практическую деятельность по постановке целей и определению задач и показателей деятельности предприятия в прогнозируемом периоде, а также по установлению необходимых действий, мероприятий, материальных и человеческих ресурсов для реализации таких целей, зада и мероприятий.
Фактически планирование опосредует процедуру разработки и утверждения решения, которое позволит обеспечить эффективность деятельности предприятия в предстоящих периодах. Более конкретно, планирование – это разработка и утверждение плана мероприятий, который определяет желаемые результаты деятельности предприятия и содержит систему действий и ресурсов, обеспечивающих их осуществление в конкретных временных рамках.
Задачи планирования в управленческой деятельности
Использование инструментов планирования в управленческой деятельности позволяет обеспечить решение таких задач, как:
- обеспечение целесообразности и целенаправленности планируемой деятельности;
- формирование организационных основ управленческой деятельности;
- координация усилий отдельных работников, отделов, филиалов и т.д. в реализации цели деятельности предприятия, прежде всего, в повышении эффективности такой деятельности;
- оптимизация выбора соответствующего управленческого решения;
- установление системы показателей эффективности деятельности, позволяющих осуществить контроль и корректировку плана, в частности посредством оценки эффективности деятельности отдельного работника, соответствующего отдела или предприятия в целом.
Основные направления планирования в муниципальном управлении
Исходя из допустимых форм деятельности муниципальных органов и учреждений, планирование в муниципальном управлении предполагает следующие направления:
- планирование финансово-хозяйственной деятельности муниципальных органов или учреждений;
- планирование нормотворческой деятельности муниципальных органов;
- планирование непосредственной деятельности по реализации функций, возложенных на соответствующие муниципальный орган, муниципальное учреждение.
В качестве главной функции планирования материально-финансовой деятельности в муниципальном управлении моно выделить разработку и утверждения проекта местного бюджета.
Планирование непосредственной деятельности предполагает разработку плана мероприятий, осуществление которых требуется в конкретный временной период.
Планирование нормотворческой деятельности требует определения вопросов, нуждающихся в правовом регулировании, определения формы такого регулирования, а также порядка и сроков разработки, обсуждения, принятия соответствующего нормативного акта.
Кроме того, деятельность по планированию по срокам классифицируется на:
- краткосрочную;
- среднесрочную;
- долгосрочную.
При этом муниципальное планирование использует преимущественно краткосрочное планирование, не превышающее годовой период, среднесрочное, не превышающее трех, реже пяти, лет, долгосрочное – на срок более трех, реже пяти, лет.
Когда в муниципальном управлении используется долгосрочное планирование, т.е. планирование на период свыше пяти лет, речь идет о стратегическим планировании. Такое стратегическое планирование использует инструменты разработки целей развития муниципалитета в целом или в определенной сфере муниципального управления на долгосрочную перспективу, при этом не исключается и более оперативное достижение поставленных целей. Указанное зависит, как от внешних условий, так и от внутренних имеющихся ресурсов, активности введения планируемых изменений и др.
Фактически планирование на менее продолжительный период обслуживает отдельные этапы реализации стратегических целей.
Деятельность муниципальных органов есть деятельность органов публичной власти, что требует опосредования планирования муниципального управления следующими процессами:
- легитимация через одобрение населением муниципалитета документа планирования;
- легализация через принятие в предусмотренном нормативно-правовыми актами порядке документа планирования.
Документы планирования в муниципальном управлении
Виды документов, используемых в муниципальном планировании управленческой деятельности, включают:
- в качестве основного документа – концепцию социального и экономического развития муниципалитета. Это документ, в котором содержится система приоритетных целей стратегического развития муниципалитета, основные положения прогнозируемой социально-экономической политики в тезисной форме с указанием средств достижения таких целей;
- стратегический план как презентация системы планируемых мероприятий, целью которых выступает формирование условий, позволяющих реализовать планируемые задачи;
- программа социального и экономического развития муниципалитета как инструмент реализации концепции на конкретном этапе по конкретному направлению. Здесь закрепления поучает фактическая деятельность: взаимодействие ресурсов, исполнителей и периода реализации;
- программы развития по конкретному направлению в соответствии с одной из целей, в частности, программы развития образования, здравоохранения и др.;
- ведомственная программа – это программа деятельности, принимаемая для конкретного муниципального органа или его соответствующего подразделения.
Программы, в свою очередь, принято разделять по процедуре принятия и характеру их ресурсного обеспечения. Так, целевая программа разрабатывается и принимается, как и программа развития муниципалитета, а ресурсы для ее реализации получают закрепление в местном бюджете. Ведомственная программа разрабатывается и принимается муниципальным органом, его подразделением, а ресурсное обеспечение осуществляется за счет средств, которые предусмотрены бюджетом для текущей деятельности.