Сущность административных реформ
Административная реформа – это преобразование системы органов государственного управления исполнительного характера, направленное на формирование эффективной единой системы исполнительной власти, функционирующей в интересах общества.
Административная реформа направлена на достижение следующих целей:
- во-первых, изменение роли и места государственных органов управления в системе государственной власти;
- во-вторых, проведение организационных изменений государственных органов управления;
- в-третьих, проведение изменений форм и принципов рекрутирования персонала административно-управленческого назначения;
- в-четвертых, изменение порядка принятия управленческих решений на государственном уровне;
- в-пятых, изменение системы взаимоотношений государства и общества.
Для истории российского государства характерно значительное количество административных реформ.
В любой период своего развития русское государство стремилось к повышению эффективности своего функционирования, рационализации системы государственного управления. Такие задачи ставились перед государственной властью и в период существования древнерусского государства, и в XVII веке, и в современное время. Реформирование управленческой системы носит постоянный характер. Однако фактически об административной реформе можно говорить только, начиная с момента выделения в государстве непосредственно функции управления. Среди историков существуют мнение о формирование мощной административной структуры, сложившейся в русском государстве еще до петровских реформ. Но фактически самостоятельное выделение административной функции управления заняло в истории российского государства не одно десятилетие. Таким образом, с формальной точки зрения, в качестве первой административной реформы в истории российского государства следует рассматривать административную реформу, проведенную Петром I.
Предпосылки первой русской административной реформы
Бюрократизация власти начала осуществляться в России еще в XVI веке с формированием учреждений, находящихся в подчинении друг у друга, к примеру, существовала такая цепочка государственных органов и должностных лиц как Боярская дума – приказ – наместник. К тому же времени относятся попытки выстраивания иерархии государственных должностей, например, судья приказа – дьяк – подьячие; введение бумажного делопроизводства, формирование сословия приказных людей.
Этот период российской истории характеризуется отсутствием четкого разделения функций между государственными учреждениями, громоздкостью государственного аппарата, отсутствием профессионального квалифицированного кадрового состава. В основе действия каждого конкретного чиновника лежала не общность соображений, а частные меры и распоряжения. Особое место в этой системе занимала система кормления, позволяющая местным чиновникам осуществлять поборы с земель, которыми они управляли. Эта система существенно тормозила установление административной системы управления государством. Она представляла собой не вознаграждение за несение службы, а способ награды государя в отношении приближенных лиц.
Стремление бороться с произволом кормленщиков приводило к попыткам введения различных ограничений, к числу которых относились: создание постов городских приказчиков; наделение крестьян и посадских людей правом избрания старост; формирование земских органов управления. Однако слабость социальных связей оказывала отрицательное влияние на функционирование этих институтов, создавая возможность для процветания системы кормления.
Помимо этого, государство в определенной мере уклонялось от реального решения этой проблемы, поскольку это требовало определенных финансовых ресурсов.
Таким образом, допетровские времена характеризуются существенной путаницей в правительственных функциях, отсутствием их закрепления за определенными органами государственного управления. Попытки осуществляемых административных реформ имели бессистемный и случайный характер, реализовывались на временной основе и не давали ожидаемой эффективности.
Реформа Петра Великого – первая русская административная реформа
Период правления Петра Великого характеризуется существенным реформированием системы государственного управления, в котором огромное значение отводится личности царя. При этом необходимо отметить, что проведенные реформы не были заслугой только Петра I, в этом принимали активное участие его окружение и сподвижники.
Сложившийся на тот момент кризис социальной сферы, недееспособность армии и путаница в системе государственного управления обусловили неизбежность административной реформы, ускоряющее воздействие на которую оказала война со Швецией.
В определенной мере на последовательность проводимых Петром I реформ непосредственное влияние оказали именно потребности, обусловленные военными действиями.
Административные реформы Петра I можно назвать первой реформой, поскольку именно в ходе этой реформы осуществлялось построение системы государственного управления, ориентированной на внедрение передового европейского опыта такого управления.
Сущность первой административной реформы в России можно свести к следующим постулатам:
- во-первых, приказы, не имеющие четкого функционального назначения, были заменены коллегиями, ориентированными на решение конкретных дел, например, военная коллегия, торговая коллегия, коллегия иностранных дел и так далее;
- во-вторых, формирование Правительствующего Сената, деятельность которого состояла в обеспечении управления страной в период отсутствия царя;
- в-третьих, разработка табели о рангах, устанавливающей классные чины различных уровней;
- в-четвертых, реорганизация системы тайной полиции, преобразованной в Тайную розыскных дел канцелярию.