Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Парламентский контроль: понятие, формы и пределы

Определение 1

Парламентский контроль – это вид контроля, осуществляемый Парламентом в качестве законодательного органа власти в отношении деятельности органов исполнительной власти, в первую очередь, Правительства.

Понятие и сущность парламентского контроля

В основе построения Российской Федерации находятся принципы разделения властей, народовластия, верховенства права, приоритетности свобод и прав гражданина и человека. Реализацию этих принципов обеспечивает парламентский контроль. В задачу парламентского контроля входит обеспечение устойчивости конструкции конституционного строя за счет использования системы сдержек и противовесов, не допускающих узурпацию власти. Также в задачу парламентского контроля входят формирование основ эффективной деятельности Правительства, государственного механизма, предотвращение нарушения свобод и прав гражданина и человека, обеспечение реализации требований законодательства.

Статья: Парламентский контроль: понятие, формы и пределы
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

Парламентский контроль можно рассматривать как совокупность мер, реализуемых российским Парламентом в лице двух его палат, а также представительными органами регионального уровня, с целью оценки соответствия действий исполнительной власти требованиям российской Конституции и законодательства.

Также парламентский контроль можно охарактеризовать как разновидность государственной деятельности, осуществляемой в соответствии с требованиями Конституции и законодательства как способ реализации власти парламента.

Парламентский контроль направлен на достижение следующих целей:

  • во-первых, обеспечить соблюдение требований российской Конституции, исполнение федерального законодательства;
  • во-вторых, защитить гарантированные российской Конституцией общечеловеческие и общегражданские права и свободы;
  • в-третьих, укрепить правопорядок и законность;
  • в-четвертых, выявить ключевые проблемы деятельности органов государственной власти, повысить эффективность государственного управления, привлечь внимание конкретных органов государственной власти и должностных лиц к недостаткам, выявленным по результатам парламентского контроля;
  • в-пятых, противодействовать коррупции;
  • в-шестых, изучить практику применения российского законодательства, выработать рекомендации, призванные обеспечить его совершенствование и повысить эффективность его исполнения.
«Парламентский контроль: понятие, формы и пределы» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Главная цель парламентского контроля состоит в реализации контрольной деятельности в отношении соответствия принимаемого законодательства общественным потребностям, действий органов государственной власти исполнительного характера, устранении выявленных нарушений.

Принципиальные основы парламентского контроля

Принципиальные основы парламентского контроля включают следующие составляющие:

  • гуманизм, подразумевающий гарантированность сохранности человеческого достоинства и чести участниками парламентского контроля за счет ограничения его пределов;
  • разделение властей, подразумевающее реализацию власти каждым отдельным органом. Данный принцип обеспечивает укрепление роли Парламента в системе государственной власти. Парламент обеспечивает выявление и устранение правонарушений в деятельности органов исполнительной власти, устойчивость государственного механизма;
  • самостоятельность и независимость субъектов парламентского контроля, проявляющаяся в наличии у этих субъектов функциональной и организационной независимости от лица, выступающего объектом контроля. Субъект парламентского контроля обладает независимостью, подразумевающей право самостоятельного определения предмета контрольной деятельности, методов контроля, содержание и формы отчетов. Самостоятельность субъектов парламентского контроля подразумевает реализацию функции эффективности контрольной деятельности, определяемой его независимостью;
  • системность, подразумевающая проведение парламентского контроля на едином правовом базисе;
  • законность.

Формы парламентского контроля

Формы парламентского контроля установлены статьей 5 Федерального закона «О парламентском контроле». К их числу относятся:

  • рассмотрение нижней палатой Парламента вопроса о доверии российскому Правительству;
  • реализация палатами Парламента, его комитетами и Счетной Палатой мероприятий, направленных на осуществление предварительного, текущего и последующего парламентского контроля бюджетных правоотношений;
  • заслушивание нижней палатой Парламента ежегодных правительственных отчетов о результатах деятельности;
  • рассмотрение нижней палатой Парламента годовой отчетности Центрального банка;
  • заслушивание доклада Председателя Центробанка России относительно его деятельности и основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики;
  • направление парламентских запросов;
  • направление запросов депутатов верхней и нижней палаты Парламента;
  • заслушивание информации и ответов на вопросы палат парламента от депутатов, должностных лиц государственной власти;
  • заслушивание информации по вопросам чрезвычайного характера;
  • назначение и освобождение от должности Председателя Счетной Палаты России, его заместителей, аудиторов;
  • взаимодействие со Счетной Палатой России;
  • парламентские слушания;
  • парламентские расследования;
  • взаимодействие Государственной Думой и Уполномоченным по правам человека;
  • заслушивание верхней палатой Парламента докладов Генерального прокурора России относительно правопорядка и законности в Российской Федерации и мерах их укрепления и так далее.

Пределы парламентского контроля

Парламентский контроль имеет определенные пределы, нарушение которых ведет к злоупотреблениям данной формой контроля. Парламентский контроль не подменяет собой осуществления правосудия, оперативно-розыскной деятельности, расследования преступлений, деятельности органов государственного и муниципального управления, реализуемой в пределах их компетенции. Законодательство не допускает вмешательства субъектов контроля в осуществлении перечисленных видов деятельности.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 15.12.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot