Открытый конкурс – это законодательно регламентированная процедура конкурсного отбора исполнителя контракта в системе закупок продукта для обеспечения государственных и муниципальных нужд, предполагающая, что сведения относительно закупки сообщаются заказчиком неопределенному кругу лиц посредством размещения в общей информационной системе соответствующего извещения о проведении конкурса, необходимой конкурсной документации с установления единых требований для участников конкурса.
Понятие и значение открытого конкурса
Контрактная система приобретения продукта для обеспечения нужд государства и муниципалитета является мощным инструментом воздействия на экономические отношения, поэтому государство стремится обеспечить равный доступ участников рынка к контрактной деятельности, что, в свою очередь, позволит:
- оказать поддержку малому и среднему предпринимательству;
- обеспечить конкуренцию в сфере закупочной деятельности, тем самым повысить качество продукта;
- обеспечить эффективное расходование бюджетных ресурсов посредством приобретения за оптимальную цену продукта наивысшего качества и др.
Ввиду того, что контрактная деятельность в сфере обеспечения государственных и муниципальных нужд предполагает использование бюджетных ресурсов, указанная сфера подлежит жесткой регламентации для преодоления возможных коррупционных явлений, обеспечения оптимального расходования бюджетных средств и, соответственно, эффективного воздействия на экономические отношения.
Специальным законодательством предусматриваются требования к организации конкурсного отбора поставщиков продукта для нужд государства и муниципалитетов. Одной из разновидностей таких конкурсных процедур является открытый конкурс. Специфика данного вида конкурса определяется тем, что информация о предстоящих закупках публикуется на едином информационном портале, там же публикуются требования к участникам закупки и необходимой для участия документации.
Таким образом, доступ к участию в конкурсе для поставки продукта ничем не ограничивается и любой заинтересованной субъект, соответствующий заявленным требованиям, может участвовать в конкурсе. Кроме того, открытый конкурс предполагает установление единых требований для всех претендентов на роль поставщика продукта для нужд государства и муниципалитетов.
Открытый конкурс представляет собой одну из наиболее демократичных процедур отбора поставщиков, поскольку ничем не ограничивает возможность участия в таком конкурсе при соблюдении заявленных требований к поставщику.
Особенности открытого конкурса
Итак, специфика открытого конкурса в контрактной деятельности предполагает, что доступ к участию в конкурсе имеют неограниченный круг лиц посредством соблюдения требований к участникам конкурса, размещенным в электронной форме на едином портале.
При этом практика реализации указанной процедуры отбора поставщика продукта для нужд государства и муниципалитетов позволяет выделить следующие положительные черты рассматриваемого инструмента:
- заказчик получает возможность для отбора поставщика использовать не только критерий наиболее выгодной цены, но и критерий качества поставляемого продукта. Это позволяет наиболее эффективно расходовать бюджетные ресурсы. Здесь экономия ресурсов осуществляется за счет использования продукта более высокого качества, что в долгосрочной перспективе снижает бюджетные расходы;
- поскольку информация о предстоящей закупке, о требованиях к участникам закупки и представляемой ими документации должны быть размещены на электронном портале, возможно передать часть функций для организации и проведения закупки специализированным организациям, что упрощает участие заказчика в организации закупки;
- отсутствие технических проблем в организации и проведении закупки, поскольку использование электронной площадки позволяют минимизировать риски ошибок.
Правила участия и порядок проведения открытого конкурса
Правила участия и процедура проведения открытого конкурса характеризуется следующими стадиями:
Подготовка и организация открытого конкурса. Названная стадия предполагает выполнение ряда обязанностей заказчикам продукта, в том числе:
- разрабатывается решение относительно проведения закупки в соответствующей форме;
- реализуется деятельность по планированию и организации закупки;
- формируется конкурсная комиссия и утверждается ее состав и процедура функционирования;
Подготовка необходимой для конкурса документации. При подготовке конкурсной документации необходимо учитывать обязательные требования, установленные подзаконными актами;
- Размещение на электронном портале извещения относительно предстоящего конкурса. Размещение информации происходит на едином информационном портале;
- Прием и регистрация заявок, поступающих от участников конкурса. Заявки направляются через электронный портал или в запечатанных конвертах в соответствии с правилами, которые изложены в правилах проведения конкурса. Заявки регистрируются, обеспечивается их сохранность и конфиденциальность. Если поступила только одна заявка, то конкурс должен быть признан несостоявшимся;
- Ознакомление с поступившими заявками. Здесь происходит вскрытие конвертов, открывается доступ к электронным заявкам по истечении срока, установленного для представления заявок. Указанная стадия протоколируется конкурсной комиссией;
- Рассмотрение поступивших заявок, определение результатов конкурса. Поступившие заявки рассматриваются и определяется победитель конкурса. Если в процессе ознакомления с заявками устанавливается представление недостоверной информации, участник исключается. Победителем конкурса становится участник, заявивший лучшее предложение в соответствии с теми критериями, которые были установлены для проведения конкурса. Итоги конкурса вносятся в протокол;
- Заключение контракта с победившим в конкурсе.