Взаимоотношения государственной и муниципальной власти – это система принципов, инструментов, мероприятий по взаимодействию должностных лиц и органов государственного и муниципального управления для координации усилий в целях обеспечения эффективного социально-экономического развития муниципальных и региональных территорий и государства в целом и обеспечения благосостояния населения страны на достойном уровне.
Значение взаимоотношений государственной и муниципальной власти
Значение взаимоотношений государственной и муниципальной власти определяется назначением таких взаимоотношений для политического и социально-экономического развития страны и обеспечения достойного уровня жизни населения страны вне зависимости от территории проживания.
Государственное и муниципальное управление в современной России строится на демократических принципах, гарантирующих населению:
- демократические инструменты прямого и косвенного участия в принятии управленческих решений;
- право свободно вступать в экономические отношения, реализовывать свои экономические права в условиях конкурентной среды при обеспечении равной защиты всех форм собственности;
- инструменты социальной поддержки и социального обеспечения и др.
Иными словами, государственные и муниципальные механизмы управления реализуют функции и задачи публичного управления исключительно в интересах личности, для наиболее полного обеспечения ее прав и свобод.
При этом единая система публичного управления в России делится на государственную систему публичного управления и муниципальную систему публичного управления в форме местного самоуправления, которому гарантируется относительная самостоятельность и обособленность при решении вопросов местного значения.
Важно отметить, что названные уровни публичного управления координируют свои усилия и муниципальное образование строит свои планы и стратегии развития в рамках общих направлений национальной политики. Кроме того, на практике большинство муниципальных образований не способны обеспечить решение вопросов местного значения за счет собственной материально-финансовой базы, поэтому задачи муниципального управления обеспечиваются субсидиями из регионального и федерального уровней бюджетной системы.
Содержание взаимоотношения государственной и муниципальной власти
Взаимодействие систем публичного управления, в том числе государственной и муниципальной, всегда предполагает активные совместные действия субъектов власти. Такие взаимоотношения реализуются в соответствующих формах с соблюдением демократических принципов и в соответствии с утвержденной моделью взаимоотношений. Именно поэтому в теории и на практике публичного управления перманентно осуществляется поиск наиболее эффективных моделей взаимоотношений государственной и муниципальной власти. Практике публичного управления известны следующие модели организации государственной и муниципальной власти, которые определяют особенности взаимоотношений государственной и муниципальной власти:
- административная модель, которая строится на строгом подчинении государству муниципальных органов. Названная модель была характерна для организации публичного управления в Советском государстве, где органы муниципальной власти фактически реализовывали решения центральных органов на местах;
- децентрализованная модель. Названная модель предполагает обособленность и самостоятельность муниципальной власти. В соответствии с указанной моделью должностные лица и органы муниципальной власти самостоятельно, в рамках установленных государством, решают вопросы местного значения и их взаимоотношения с государственной властью обусловлены необходимостью соблюдения демократических принципов организации и реализации публичного управления;
- промежуточная или дуалистическая модель, которая сочетает в себе черты административной и децентрализованной моделей предполагает, что взаимоотношения государственной и муниципальной власти строятся на оптимальном сочетании методов подчинения и координации. Здесь государственная власть контролирует муниципальную в той мере, какая необходима для обеспечения участия муниципальной власти в эффективном решении общегосударственных задач.
Последняя из рассмотренных моделей является наиболее предпочтительной, поскольку одновременно не освобождает государство от эффективной реализации общегосударственных интересов в местных сообществах, позволяя при этом местным сообществам непосредственно определять правила собственной жизнедеятельности. Такая модель сегодня реализуется в России, где местному самоуправлению доверено самостоятельное решение вопросов местного значения. Государственная власть контролирует вопросы реализации переданных государственных полномочий и участие муниципалитетов в решении общефедеральных задач.
Конституционные принципы взаимоотношений государственной и муниципальной власти
К числу конституционных принципов, определяющих особенности взаимоотношений государственной и муниципальной власти, относятся следующие:
- приоритет прав личности в соответствии с положениями Конституции: деятельность единой системы публичного управления направлена на признание, обеспечение, соблюдение и защиту прав личности;
- источником власти в стране является многонациональный российский народ. Исходя из этой предпосылки строится вся система публичного управления, как на государственном, так и на местном уровнях, а населению предоставляются демократические инструменты участия в публичном управлении на федеральном, региональном и местном уровнях;
- публичное управление реализуется в соответствии с требованиями закона с учетом верховенства Конституции на всей территории страны. Указанное предполагает, что иные нормативно-правовые акты, принимаемые и действующие на территории страны, должны соответствовать требованиям Конституции и др.