Особенности семейного воспитания в странах зарубежья – это специфические черты воспитания детей, обусловленные национальными, религиозными, иными ценностями и взглядами, характерными для населения определенной страны.
Особенности семейного воспитания в Японии
Система семейного воспитания, применяемая в Японии, обладает рядом существенных особенностей. В основе японского менталитета находятся многолетние традиции, прививанием которых занимаются с рождения. На японцев, безусловно, оказывает влияние западная культура, но она на не меняет глубинные структуры японского общества. Воспитание детей осуществляется в соответствии с традициями, заложенными столетия назад.
Для японского семейного воспитания характерен гендерный подход. Мальчиков и девочек воспитывают по-разному. Мальчики не допускаются на кухню, не могут участвовать в хозяйственных делах. Сыновья рассматриваются в качестве опоры семьи, ее кормильца и защитника. Школьная нагрузка на мальчиков выше, чем на девочек. Для мальчиков предусмотрен ряд дополнительных занятий, в то время как девочки могут гулять, болтать, проводить время с подругами.
Подход к семейному воспитанию в Японии различается в зависимости от возраста ребенка: до 5 лет дитя играет роль «императора», с 6 до 15 лет – «раба», дети, преодолевшие шестнадцатилетнюю возраст, рассматриваются в качестве равных взрослым.
На первом этапе воспитания ребенку не устанавливают никаких запретов. Суть воспитания сводится к предостережениям об опасности без ограничений. Преимущественную роль в воспитании на этом этапе играет мать, отец участвует лишь в развлекательных мероприятиях по выходным.
С момента посещения школы жизни японского ребенка существенно меняется, на первый план выходит дисциплина.
По достижению третьего этапа воспитания дети воспринимаются как равные взрослым людям, сознающие свою ответственность перед государством и семьей, строго соблюдающие правила общественного поведения.
Семейное воспитание в Европе
Национальные особенности оказывают влияние на подход к воспитанию детей во всех странах, но ряд из них обладает общими особенностями.
Для европейского воспитания характерно присутствие в жизни ребенка либо родителей, либо наемного персонала в лице нянь. К воспитанию европейских детей не принято привлекать старшее поколение семьи в лице бабушек и дедушек.
В основе немецкого подхода к воспитанию детей находятся такие качества как терпение, уважение и абсолютное спокойствие. В ребенке ценится индивидуальность, которая получает всестороннюю поддержку развития. Ребенку предоставляется личное пространство. Дети не изолируются от родителей, не влияют на их образ жизни, сопровождая их в общественной жизни.
В Италии к воспитанию детей могут привлекать всех членов семьи. К детям сохраняется трепетное отношение вплоть до их старости. Итальянские родители наравне принимают участие в воспитании детей. Для итальянского менталитета характерно отсутствие барьеров между детьми и взрослыми.
Для Франции характерно минимальное время общения с детьми. Мамы здесь получает сравнительно небольшой отпуск по уходу за ребенком, равный 10 неделям. Из-за этого дети рано попадают либо в детский сад, либо под присмотр няни. Это обеспечивает быструю адаптацию детей к незнакомому обществу, усиление независимости детей от родителей. Французское семейное воспитание основано на строгих правилах, требующих от детей беспрекословного подчинения.
Для финского подхода к семейному воспитанию характерно такое качество как доброта. Родители не наказывают своих детей физически, не кричат на них. Суровое воспитание признается педагогическим и неэффективным. Более того, физические наказания запрещены законодательно. При нарушении данных требований законодательства финские дети могут быть изолированы от родителей.
Особенности семейного воспитания в США
Для семейного воспитания в США характерен ряд особенностей, к числу которых можно отнести следующие:
- во-первых, уважение к личности. Дети в Америке воспринимаются как полноценные личности, имеющие право на свое личное пространство, увлечения, мнения;
- во-вторых, самостоятельность. Для американских детей характерно равное привлечение их к семейным делам, что обеспечивает высокий уровень приспособления к жизни. Кроме прав, которые осознают американские дети, для них установлена система обязанностей;
- в-третьих, свобода. Для американского ребенка характерно раннее освобождении из-под опеки родителей. Подростки рано получают возможность принимать самостоятельные решения, зарабатывать деньги, жить самостоятельно.
Особенности семейного воспитания в Латинской Америке
Жители Латинской Америки отличаются высоким уровнем эмоциональности, ощущением счастья даже по сравнению с жителями из более развитых и богатых стран.
Эмоциональность, характерная для населения Латинской Америки, проявляется и в подходе к семейному воспитанию. Несмотря на осознание неправильности поступка, родители в Латинской Америки могут как накричать на ребенка, так и ударить его.
Значение нравоучений в странах Латинской Америки существенно снижена, за счет того, что за ребенком признается способность понимать окружающий его мир посредством наблюдения за взрослыми людьми.
Для стран Латинской Америки характерен эмоциональный подход не только к наказанию, но и к восхвалению ребенка. Настроение вообще играет существенную роль в воспитании. При этом родители поддерживают устремления ребенка, его желание заниматься творчеством.
Негативным моментом семейного воспитания в Латинской Америки является показатель уровня детской смертности от рук взрослого населения. Эмоциональность зачастую приводит к конфликтам, разрешение которых заканчивается самым трагическим образом. Кроме того, для стран Латинской Америки характерно раннее материнство, приводящее к неспособности воспитывать детей.
Для латиноамериканских детей не характерно соблюдение дисциплины, развитие склонности к труду, точным наукам и так далее.