Финансы государственных внебюджетных фондов – это финансовые ресурсы, которые аккумулируются специально созданными и функционирующими финансово-кредитными учреждениями для удовлетворения потребностей населения в социальной и экономической сферах независимо от бюджетов государственной системы и публично-правовых образований федерального, регионального и местного уровней.
Понятие и значение финансов государственных внебюджетных фондов
Отечественная финансовая система страны включает в свой состав:
- централизованные финансовые ресурсы;
- децентрализованные финансовые ресурсы.
Централизованные финансовые ресурсы, в свою очередь, объединяют:
- финансовые ресурсы бюджетов различных уровней бюджетной системы страны – федерального, региональных и местных бюджетов;
- финансовые ресурсы, аккумулируемые внебюджетными фондами, которые обеспечивают реализацию конституционных прав населения и удовлетворения социально-экономических потребностей.
Государственный внебюджетный фонд представляет собой специальное финансово-кредитное учреждение, которое создается для удовлетворения экономических и социальных потребностей российского населения и функционирует независимо от системы бюджетов федерального, регионального и местного уровней и соответствующих публичных образований.
Аккумулированные государственным внебюджетным фондом финансовые ресурсы используются для воспроизводства. К числу главных задач, разрешаемых государством посредством функционирования внебюджетных фондов, относятся:
- направление дополнительных финансовых ресурсов в сферы, имеющие приоритетное значение для отечественной экономики;
- направление финансовых ресурсов для расширения сферы социальной поддержки населения.
Финансы государственных внебюджетных фондов представляет собой неотъемлемый элемент финансовой системы государства и характеризуются следующими специальными признаками:
- финансы государственных внебюджетных фондов характеризуются строгой целевой направленностью; направление финансовых ресурсов на определенную цель контролируется со стороны системы государственного управления;
- финансы государственных внебюджетных фондов характеризуются единой налоговой сущностью, поскольку размеры взносов, взимаемых в фонды, устанавливаются государством и обязательны для плательщиков;
- финансы государственных внебюджетных фондов формируются посредством взимания обязательных взносов от субъектов предпринимательства и иных организаций и граждан;
- финансы внебюджетных фондов представляет собой государственные финансовые ресурсы, которые обособленны в составе фондов и не могут направляться на иные цели или включаться в рамках бюджетного планирования в бюджетные доходы конкретного бюджета.
Итак, в качестве сущностной характеристики финансовых ресурсов внебюджетных фондов можно назвать их обособленность, аккумуляцию для направления на конкретные цели. При этом важно подчеркнуть, что финансы фондов являются государственными ресурсами и потому их распределение регламентируется и контролируется государством.
На сегодняшний момент в стране функционируют для целей дополнительной социальной поддержки населения такие государственные внебюджетные фонды, как:
- пенсионный;
- социального страхования;
- обязательного медицинского страхования.
Фонды учреждаются двумя основными способами:
- посредством обособления из бюджетной системы определенного направления расходов, которые имеют важнейшее социально-экономическое значение;
- посредством обеспечения фонда при учреждении собственными финансовыми ресурсами для конкретной цели.
В отечественной финансовой системе внебюджетные фонды учреждаются на основе решений федерального, региональных или местных парламентов.
Проблемы функционирования государственных внебюджетных фондов в современных условиях
Аккумуляция финансовых средств обособленно от бюджетов страны в рамках специально учрежденных фондов в финансовой системе решает важные социальные и экономические задачи.
При этом важно понимать, что на эффективность деятельности фондов существенное влияние оказывает финансовая обстановка, как внутри страны, так и в мире. Так, в современных условиях нестабильности отечественной экономики, установления зарубежными государствами экономических санкций на Россию негативное воздействие претерпевают и государственные внебюджетные фонды.
Финансы государственных фондов аккумулируются за счет ресурсов хозяйствующих субъектов, отдельных граждан, и поток этих финансовых ресурсов напрямую связан с экономической и предпринимательской в частности обстановкой в стране. В современных условиях, когда происходит удешевление рубля, обесцениваются капиталы хозяйствующих субъектов и доходы отдельных граждан, что, в свою очередь, приводит к сокращению финансовых ресурсов фондов. Таким образом, в глобальном смысле эффективность деятельности государственных фондов во многом связана со стабильностью отечественных экономической и финансовой систем.
В качестве специальных проблем функционирования государственных внебюджетных фондов можно говорить о необходимости оптимизации их администрирования.
Длительный период времени вопросы функционирования фондов регламентировались единым нормативно-правовым актом – специальным федеральным законом о страховых взносах. В современных условиях финансовой нестабильности функционирующие в стране фонды используются независимо друг от друга, контроль за ними ведется также обособленно. Это, в свою очередь, требует обязательного наличия внутренних и внешних субъектов, обеспечивающих решение задач планирования, реализации, учета и надзора за использованием финансовых фондов. Разрастание административной структуры фонда влечет неизбежное увеличение расходов бюджета на обеспечение функционирования фондов и решения ими своих непосредственных социально-экономических задач.