Сущность государственного заказа и порядок его организации
Государственный заказ – это заказ на поставку определенного товара или выполнение работы, оказание услуг, оплачиваемых средствами федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов муниципалитетов и внебюджетного финансирования.
Основные участники системы государственного заказа:
- заказчик, представленный государственным или муниципальным органом;
- участник, размещающий заказы;
- уполномоченный орган;
- специализированная организация;
- комиссия, отслеживающая размещение заказов;
- уполномоченный орган контроля;
- уполномоченный информационный орган контроля.
Государственные и муниципальные заказчики представлены государственными органами, в том числе органами государственной власти, органами управления государственными внебюджетными фондами, местным самоуправлением, бюджетными учреждениями, иными получателями средств федерального бюджета, бюджетами субъектов РФ или местными бюджетами в момент размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг за бюджетные средства и внебюджетные источники финансирования.
К основным этапам управления государственными или муниципальными закупками относят:
Формирование заказа – предполагает процесс планирования государственного заказа. Задача оптимизировать бюджетный процесс включается в полномочия финансового менеджмента. Функции субъектов финансового управления – это тип управленческой деятельности, направленный на сбор, систематизацию, передачу, хранение финансовой информации, а также выработку и принятие управленческих решений;
Размещение заказа – действия государственного или муниципального заказчика, органа, уполномоченного определять поставщиков с целью заключения с ними контракта на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для нужд государства и муниципалитетов;
Выполнение заказа – предполагает ряд процессов:
- мониторинг исполнения госзаказов;
- регламентация процедур приемки результатов и администрирование периода гарантии;
- исполнение государственных и муниципальных контрактов на основании соответствующих контрактных технологий;
- использование процедуры подтверждения качества и оценки соответствия поставляемых продуктов;
- учет результатов контракта;
- анализ эффективности исполнения контракта и сопоставление результатов с запланированными целями закупки.
Контроль и информационное обеспечение – заключительная стадия закупки, предусматривающая систему обратной связи и контроль результата госконтракта.
Государственная система заказов товаров и услуг – один из основных рычагов государственного регулирования в социально-экономической сфере.
Государственная система заказов
Государственные нужды – это потребности РФ в товарах, работах и услугах, которые обеспечиваются в соответствии с расходными обязательствами РФ и субъектов РФ из средств федерального бюджета или бюджетов субъектов РФ и внебюджетных источников финансирования.
Размещение заказов – это процесс выполнения работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд, осуществляемых в порядке, который предусмотрен в Федеральном законе.
При размещении заказа через проведение конкурса, аукциона, а также запрос котировок цен на товары, услуги и работы, создают конкурсную, аукционную или котировочную комиссию.
Участники размещения заказов – лица, которые претендуют на заключение государственного контракта, это может быть любое юридическое или физическое лицо, включая индивидуальных предпринимателей.
Государственный контракт – это договор, который заключен заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта РФ с целью обеспечить государственные нужды.
После того, как определен победитель конкурса или аукциона, заказчик может отказаться заключать контракт, если установлено:
- осуществление ликвидации участников размещения заказа или осуществление в отношении участников размещения заказа, процедуры банкротства;
- приостановление деятельности участников размещения заказа в порядке, закрепленном в Кодексе РФ об административных правонарушениях;
- предоставление участниками размещения заказа заведомо ложной информации, содержащейся в документах, перечень которых закреплен в части 3 статьи 25 Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»;
- нахождение имущества указанных лиц под арестом, который был наложен по решению суда, в случае, когда на момент заключения договора балансовая стоимость арестованного имущества больше, чем 25% от балансовой стоимости активов.
Заказ признают размещенным с момента заключения государственного контракта. Расторгнут государственный или муниципальный контракт может быть только в том случае, когда достигнуто соглашение сторон или суд вынес решение, на основаниях, закрепленных в гражданском законодательстве.
Заказ может быть размещен:
- через проведение торгов в формате конкурсов, аукционов, включая электронные аукционы;
- без проведения торгов на товарных биржах.
Правительство РФ может устанавливать запреты и ограничения на допуск товаров, которые происходят из иностранных государств, работ, которые осуществляются иностранными гражданами, с целью разместить заказ на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для нужд обороны государства и его безопасности.
Также в размещении заказов могут принимать участие учреждения уголовно-исполнительной системы и организации инвалидов, а также субъектов малого предпринимательства.
Информация, касающаяся размещения заказов, размещается на страницах официальных печатных изданий, а также на официальных сайтах РФ и субъектов РФ.
Законодательство РФ и прочие нормативные акты РФ, касающиеся размещения заказов, соблюдаются посредством плановых и внеплановых проверок, необходимых для контроля за тем, чтобы их соблюдали.