Особенности государственного устройства стран Африки – это специфика построения государственной власти в африканских государствах, сформировавшаяся под влиянием обычаев и традиций, религиозных убеждений и исторических особенностей развития африканского континента.
Специфика формирования государственности на африканском континенте
Африка – это единственный материк, пересекаемый экватором практически посередине и располагающийся по обе стороны от него в Южном и Северном полушарии. На его территории находится 54 государства, общая площадь которых превышает 30 млн м², что составляет 1/3 всей земной суши. Население африканского континента превышает по численности 1 млрд человек, характеризуется самым высоким естественным приростом в мире.
Африка характеризуется достаточно поздним периодом приобретения территориальными образованиями государственной независимости в сравнении с другими континентами. В 1847 году Либерия, обретя независимость, выбирает республиканскую форму развития, в 1922 году независимость обретает Египет. Деколонизация Африки преимущественно приходится на вторую половину XX века, когда большинство государств обретает независимость.
Процесс деколонизации был обусловлен распадом крупнейших европейских колониальных империй, этот процесс был поддержан крупными мировыми державами, международным сообществом с помощью системы правового регулирования, которая не только осудила колониализм, но и обеспечила международно-правовое основание для национально-освободительной борьбы. Устав Организации Объединенных Наций и Декларация о принципах международного права закрепила легальность права нации на самоопределение.
Формы государственного устройства африканских стран имеют особенности и существенные отличия от правовых систем, действующих на других континентах. При этом нет единого подхода к формированию африканской правовой системы. Влияние традиций, обычаев, колониального прошлого и истории развития обеспечило существенное разнообразие правовых форм африканских государств.
Правовые основы формирования государственности африканских стран
Массовость национально-освободительных движений способствовала освобождению и провозглашению независимости множества государства Африки. Однако избавиться от колониального влияния многие из этих государств не сумели до сих пор. Колониальное прошлое прослеживается во многих аспектах жизнедеятельности африканских стран, но максимальное влияние оказывается на формирование государственно-правовых систем. Многие африканские государства определили форму своего устройства в соответствии с конституционной практикой Великобритании. К числу таких стран относят Кению, Либерию, Маврикий, Нигерию, Гамбию, Судан, Уганду и так далее. Государственное устройство этих стран формируется под влиянием вестминстерской системы. Другие страны сформировали свою государственность под влиянием романо-германской правовой системы – Франции, Португалии, Испании, Бельгии. К числу таких стран относятся Ангола, Республика Конго, Алжир, Бенин и так далее. Помимо этого, ряд стран впитали в себя особенности конституционного строя различных правовых систем, к примеру, Сомали, Лесото, Камерун.
При этом для большинства стран Африки характерно сочетание традиционных конституционных порядков с религиозными принципами. В некоторых государствах, таких как Марокко, Сомали, Алжир, религиозная составляющая государственного устройства носит определяющий характер.
Конституционное устройство африканских государств является относительно новой ветвью права. В большинстве своем принятые во второй половине XX века африканские конституции были сосредоточены на провозглашении своей независимости и собственного пути развития, однако носили декларативный и несоответствующий действительности характер. Впоследствии африканскими государствами были разработаны новые основные законы, которые в большей мере отражали их государственные устройства. Такая ситуация обусловлена тем, что первые конституции стали результатом компромисса национально-освободительных движений и колонизаторов. В результате конституционный строй многих африканских государств закрепил статус доминиона, сохранение привилегий и прав феодальной и племенной верхушки, составляющей опору колониального режима.
С течением времени содержание конституции африканских государств было существенно модифицировано.
Государственное устройство современных стран Африки
Африканский континент отличается разнообразием государственного устройства, территориальных особенностей и политических режимов. С течением времени заимствованные государственные формы у стран запада прошли адаптацию к требованиям местного сообщества, подверглись влиянию авторитарной политической культуры и традиций. Как результат, на сегодняшний день существует высокая дифференциация африканских государств в параметрах социально-экономического развития и роста. Для многих стран характерно разрушение и криминализация экономики, многие находятся на грани распада под влиянием многолетних гражданских войн.
Структура государственного устройства африканских стран включает в себя правительство, исполнительную власть в лице государственного управления и местного самоуправления. Правительство во многих африканских странах выполняет ведущую роль в системе государственного устройства и формируется преимущественно элитой и лидером авторитарного типа. Роль лидера в структуре государственной власти и политической жизни исключительно высока. Лидерство во многих африканских государствах было сформировано в период освобождения от колониального ига, когда лидеры приобрели орел героев, однако впоследствии этот ореол был утрачен, но власть закреплена с помощью авторитарных мер.
Современные африканские государства осуществляют государственное управление с помощью сформированного в конце XX века государственного аппарата, выполняющего работу по реализации государственной политики. Для администрации африканских государств характерен высокий уровень коррупции, когда национальные интересы передаются ради личного обогащения.