Роль реализации государственных решений в системе государственного управления
Реализация государственного решения представляет собой необходимое продолжение процесса принятия такого решения.
При этом необходимо отметить, что процесс принятия управленческого решения продолжается и в период его реализации, поскольку принятое на стадии прогнозирования и планирования решение требует постоянной корректировки разрешаемой проблемы, целей, задач, принципов, приоритетов и иных аспектов управленческого решения. Такая корректировка происходит в связи с изменениями внешней или внутренней среды, в частности с появлением новых возможностей или, наоборот, непредвиденным ограничением ресурсов и пр.
Процесс реализации государственного решения – это процесс объективации такого решения, его перевод в практическую сферу, в реальные общественные отношения.
Реализация государственного решения – это итог управленческого воздействия на общественные отношения, достижение той цели, решение той задачи, для которой организуется государственное управление. Иначе говоря, реализация государственного решения – это обеспечение удовлетворения потребностей личности и общества, обеспечение необходимого уровня социально-экономического развития и непосредственного решения иных государственных задач.
Основные принципы реализации государственных решений
Поскольку процесс реализации государственных решений выступает частью процесса принятия управленческого решения, этот процесс также должен строиться на принципах, на которых функционирует система управления. Отсюда, к числу основных принципов реализации управленческих решений следует отнести:
- системность. Названный принцип принятия и реализации государственного решения предполагает рассмотрение субъектов, объектов и управленческого воздействия, а также их внутренних связей и связей с внешней средой как элементов единой системы. Системный подход предполагает определение задачи управленческого воздействия, выбор цели, установление возможных альтернативных вариантов, выбор оптимального государственного решения и представления результатов для оценки и корректировки управленческой деятельности;
- стандартизация. Исполнение государственного решения осуществляется посредством применения стандартных управленческих ситуаций и алгоритмов их разрешения. При этом названный принцип не исключает возможности возникновения нестандартной ситуации, а лишь предполагает необходимость ее разделения на стандартную и нестандартную части;
- информированность. Всякое управленческое решение должно опираться на репрезентативную информацию относительно управленческой проблемы;
- автоматизм. При исполнении государственных решений автоматизации предполагает, что принятое на более высоком уровне публичного управления решение должно быть в кратчайшие сроки доведено до субъектов-исполнителей, автоматически реализовано на практике.
Основные стадии реализации государственных решений
Процесс реализации государственных решений – это сложная многоаспектная, многоэтапная управленческая деятельность. При этом необходимо отметить, что теория и практика не выработала единой системы стадий реализация государственного решения.
Однако однозначно можно говорить о следующих стадиях реализации государственного решения:
- преобразование разработанного на основании прогноза плана реализации управленческого решения (это может быть программа, проект, стратегия) в ответ на изменяющиеся условия, как внутри системы управления, то есть связанные с особенностями субъектов, реализующих то или иное решение, со спецификой управляемого объекта и пр., или в ответ на изменяющиеся условия внешней среды;
- непосредственная организация процесса реализации государственного решения, то есть определение фактических исполнителей государственного решения (это может быть конкретное должностное лицо, орган публичного управления или его структурное подразделение, группа должностных лиц и органов публичного управления, их структурных подразделений, действующих системно для эффективной реализации управленческого решения), механизма реализации государственного решения, в том числе непосредственные аккумуляция и распределение финансовых, материально-технических, трудовых и иных ресурсов, привлекаемых для реализации решения;
- контрольно-надзорные мероприятия в отношении законности и эффективности исполнения государственных решений;
- обобщение результатов, полученных в ходе реализации государственного решения и оценка таких результатов для их использования в последующей управленческой деятельности.
Государственные решения могут характеризоваться как сложная многоцелевая многоаспектная управленческая деятельность, которая реализуется разнообразными субъектами, относящимися к различным уровням и видам управления государством. Именно потому даже на стадии реализации государственного решения может возникнуть потребность в преобразовании плана реализации такого решения, его корректировки. Это относится к уточнению объекта управленческого воздействия, конкретизации перечня исполнителей, рассмотрению альтернативных вариантов исполнения управленческого решения и пр.
Кроме того, реализация государственного решения предполагает определение наиболее вероятных проблемных аспектов его реализации, сложных моментов, которые могут возникнуть в процессе реализации, требующих аккумуляции управленческих усилий и ресурсов для обеспечения эффективного достижения результата.