Проекты ГЧП – это институт среднесрочного и долгосрочного сотрудничества публично-правовых образований и субъектов хозяйствования для совместного решения общественно значимых задач на согласованных выгодных для обеих сторон условиях.
Понятие и значение проектов ГЧП
Демократическое государство и гражданское общество формируют инструменты для эффективного взаимодействия публично-правовых образований и представителей частного бизнеса, для объединения ресурсов и совместного решения социально значимых задач.
Разработка и реализация проектов ГЧП – это практика широко востребована, прежде всего, в сферах, имеющих стратегическое значение для развития национальной экономики – электроэнергии, здравоохранении, образовании, инфраструктуре и пр. В глобальном смысле задачи проектов ГЧП сводятся к обновлению отечественной экономики, к адаптации к условиям глобальной экономики, к внедрению информационных технологий, к повышению качества отечественного продукта и пр.
Таким образом, проект ГЧП можно рассматривать как систему мероприятий по сотрудничеству публично-правовых образований и частного бизнеса для решения задач инновационного обновления экономики, привлечения инвестиций в развитие инфраструктуры и реализации глобальных социально-значимых задач.
При этом необходимо отметить, что в отечественной практике проект ГЧП относится к молодым институтам и фактически проходит стадию становления, сталкиваясь с разнообразными трудностями.
Значимость ГЧП для отечественной экономики не вызывает сомнений: государству необходимо направлять инвестиции в приоритетные для социально-экономического развития государства, отдельных территорий сферы, при этом собственных ресурсов для инновационного обновления экономики государству недостаточно. Использование проектов ГЧП дает государству возможность в сжатые сроки с привлечением минимально возможного объема ресурсов осуществить крупные социально и экономически значимые проекты через сотрудничество с представителями бизнеса и посредством объединения государственных и частных ресурсов.
Необходимо отметить, что в рамках проектов ГЧП речь идет не только об объединении ресурсов, но и о распределении рисков, о перераспределении правомочий, об условиях их использования и выгодах, приобретаемых обеими сторонами.
Характеристика правовых причин неудач проектов ГЧП
Как отмечалось выше, институт государственно-частного взаимодействия для отечественной экономической системы и системы публичного управления относительно новый, поэтому при реализации проектов ГЧП государство и представители частного бизнеса сталкиваются с рядом проблемных аспектов, которые нередко ведут к неудачам в реализации таких проектов. Так, к числу основных проблемных аспектов реализации проектов ГЧП с правовой точки зрения относятся следующие:
- отсутствие специального законодательного регулирования формирования и осуществления проектов ГЧП. Так, на федеральном уровне не разработано специальное законодательство об основах реализации ГЧП в стране. Кроме того, действующее законодательство содержит ряд ограничений в использовании института ГЧП. К числу таких ограничений относятся:
- отсутствие возможности у представителей частного бизнеса как участников ГЧП приобрести право собственности на объекты проекта;
- отсутствие правовых инструментов выделения бюджетных ресурсов для реализации долгосрочных обязательств государства по долгосрочным комплексным проектам ГЧП;
- отсутствие необходимых правовых инструментов для обеспечения гарантий и льготных условий для представителей частного бизнеса как участников проекта ГЧП;
- отсутствие необходимой открытости и прозрачности процесса принятия решений в отношении проектов ГЧП, а также в процессах отбора исполнителей ГЧП, согласования условий исполнения проектов – это еще одна причина неудач с правовой точки зрения проектов ГЧП в российской практике. Для того чтобы проекты ГЧП эффективно формировались и осуществлялись необходимо утверждение в долгосрочной перспективе правил сотрудничества публично-правовых образований и субъектов частного бизнеса.
Характеристика иных причин неудач проектов ГЧП
Кроме проблемных аспектов правового регулирования в формировании и реализации проектов ГЧП наличествует ряд иных проблем:
- реализация института ГЧП требует понимания процессов взаимодействия и специальных компетенций и знаний со стороны представителей публично-правовых образований. На региональных территориях и на территориях местных сообществ представители государственной и муниципальной службы еще недостаточно заинтересованы и мотивированы к разработке и реализации проектов ГЧП, а в отдельных случаях они имеют необходимых специальных познаний и навыков формирования таких проектов и их реализации. Указанные проблемные аспекты объективно требуют включения в состав компетенций государственных и муниципальных служащих необходимых знаний, навыков в сфере реализации глобальных проектов;
- отсутствие единого органа публичного управления, который бы отвечал за организацию и реализацию проектов ГЧП. Сегодня формируются отдельные структуры – некоммерческие организации и ассоциации, которые разрабатывают вопросы ГЧП, при этом указанные институты не обладают необходимым влиянием и для внедрения эффективных инструментов ГЧП в практику.
Пути преодоления неудач проектов ГЧП
Для преодоления указанных негативных аспектов практики ГЧП необходимо предпринять следующие действия:
- сформировать единую государственную и муниципальную политику по сотрудничеству публично-правовых образований с частным бизнесом, разработать концепцию формирования и реализации проектов ГЧП, определить роль таких проектов в экономическом развитии страны;
- обеспечить единую законодательную базу ГЧП, фиксирующую гарантии прав представителей частного бизнеса, обеспечивающую прозрачность отбора представителей частного бизнеса для исполнения проектов ГЧП, прозрачность реализации таких проектов;
- учреждение специального органа, обеспечивающего формирование и реализацию проектов ГЧП в соответствии с едиными нормативно установленными правилами.