Понятие и виды выборов мэра в России
Выборы мэра – это один из инструментов прямого участия граждан в осуществлении публичной власти, представляющий собой процедуру избрания местным сообществом главы города или муниципального образования другого вида.
В России выборы мэра или выборы главы муниципального образования осуществляются в соответствии с положениями, предусмотренными региональным законодательством и уставным документом муниципалитета.
Федеральным законодательством предусматриваются следующие виды процедур избрания мэра и главы муниципального образования:
- выборы мэра или главы муниципального образования местным сообществом;
- избрание мэра или главы местного сообщества депутатами представительного органа публичного управления местного уровня из числа своего состава;
- избрание мэра или главы местного сообщества представительным органом публичного управления местного уровня из кандидатов, которые были отобраны на конкурсной основе специально образованной конкурсной комиссией.
Когда избрание происходит посредством организации выборов мэра местным сообществом, мэр либо становится председателем представительного органа публичного управления местного уровня, либо возглавляет местную администрацию.
Когда избрание мэра осуществляются представительным органом публичного управления местного уровня из числа депутатов, входящих в его состав, тогда мэр становится председателем местного парламента или главой местной администрации. Соответственно, когда мэр становится главой местной администрация с него снимаются полномочия депутата представительного органа.
Совмещение должностей председателя представительных органов публичного управления местного уровня и главы администрации муниципалитета прямо запрещено законом.
В том случае, когда мэр избирается представительным органом публичного управления местного уровня из числа кандидатов, отобранных на конкурсной основе специально учрежденной комиссией, он становится главой местной администрации.
Процедура организации конкурса, опосредующего отбор кандидатов на должность мэра, определяется представительным органом публичного управления местного уровня. Такая процедура обязательно должна предусматривать порядок опубликования условий конкурса и информации относительно места, времени и даты его проведения. При этом законом установлено, что такое опубликование должно проводиться не позже чем за двадцать дней до начала конкурса. Избрание мэра представительным органом публичного управления местного уровня требует обязательного наличия как минимум двух зарегистрированных и отвечающих установленным в отношении выборных должностных лиц муниципального публичного управления кандидатов.
Требования к кандидату в мэры
Федеральным законодательством, устанавливающим основы организации самоуправления местными сообществами в России, предусматриваются требования к кандидатам на должность мэра. Кандидаты на должность мэра должны отвечать следующим требованиям: это должен быть гражданин России, который на момент организации конкурса в соответствии с положениями федерального законодательства, определяющими основные гарантии избирательных прав и права на участие в референдуме населения страны, не имеет ограничений в отношении пассивного избирательного права, установленных касательно выборных должностей публичного управления местным сообществом. Кроме того, условия конкурса могут предусматривать дополнительные требования относительно профессионального образования или профессиональных навыков и умений, которые предпочтительны для реализации полномочий в должности мэра. Кроме того, такие дополнительные требования могут быть прямо закреплены положениями регионального законодательства.
Выборы мэра в зарубежных странах
Международные правовые акты содержат основные гарантии в области избирательных прав, стандарты их реализации. Положения международного права восприняты национальными правовыми системами большинства современных государств, в том числе и Россией. Принципы равенства в реализации избирательного права, прямого волеизъявления населения и тайного голосования восприняты всеми современными правопорядками. Так, положениями Всемирной декларации прав человека гарантированно, что воля народа составляет основу правительственной власти и должна отражаться в регулярных легитимных выборах на основе всеобщего, равного и тайного голосования или с применением иных демократических институтов. В Международном пакте о гражданских и политических правах также содержится указание на права каждого участвовать в голосовании или являться кандидатом на выборные должности на легитимных регулярных выборах, проводимых с соблюдением гарантий избирательного права.
В современных зарубежных странах мэр как глава местного сообщества избирается с применением следующих систем выдвижения кандидатов при организации выборов:
- кандидат, поддержанный местным сообществом, заявляется на выборы посредством самовыдвижения;
- кандидат заявляется политической партией.
В большинстве европейских стран гражданин, чтобы заявиться в качестве кандидата на выборы мэра должен подать соответствующее заявление в уполномоченный орган публичного управления. Нередко такое заявление должно быть скреплено подписями определенного числа представителей населения местного сообщества. Таким образом, кандидаты, не поддерживаемые политическими партиями, могут быть заявлены на выборы в форме самовыдвижения, при этом они должны быть поддержаны установленным законодательством числом представителей местного населения, либо такие кандидаты должны быть выдвинуты с их согласия местным сообществом. Отечественным законодательством не предусматривается возможность выдвижения кандидата в мэры представителями местного сообщества, хотя установление в законодательстве требования о необходимости поддержки кандидата, который сам выдвинулся на пост группой избирателей, допускается.