Понятие и значение самовыдвижения на муниципальных выборах
Самовыдвижение на муниципальных выборах – это выдвижение кандидатуры на выборный пост в структуре органов муниципального управления не от политической партии, а от собственного имени кандидата.
Порядок самовыдвижения кандидатов на муниципальных выборах регулируется федеральным законодательством.
Кандидат-самовыдвиженец обязан уведомить о факте самовыдвижения избирательную комиссию муниципалитета, ответственную за регистрацию кандидатов. Также на кандидата-самовыдвиженца возлагается обязанность сбора подписей в поддержку своего самовыдвижения или внесения избирательного залога в предусмотренных законодательством случаях.
Федеральное законодательство также предусматривает возможность поддержки кандидата-самовыдвиженца посредством формирования группы избирателей, имеющей определенную численность.
Одним из основных прав, гарантируемых гражданину России, является право быть избранным в органы государственного или муниципального управления. Это право представляет собой один из элементов правового статуса гражданина в любом демократическом обществе. Данное право по своей правовой природе носит индивидуальный, а не коллективный характер. В Международном пакте о гражданских и политических правах закреплено право каждого гражданина вне какой-либо дискриминации и необоснованных ограничений быть избранным в ходе выборов на определенные должности.
В документе Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению 1990 года закреплено уважение права гражданина на стремление к замещению государственных или политических постов в личном качестве без какой-либо дискриминации.
Таким образом, пассивное избирательное право, включая право на самовыдвижение, регулируется не только российским законодательством, но и международными документами, ратифицированными Россией и другими государствами. Так, например, в связи с наличием международных договоров, к которым присоединилась Россия, российское законодательство предусматривает возможность самовыдвижения на муниципальных выборах иностранных граждан, не обладающих российским гражданством, но постоянно проживающих на территории определенного муниципального образования. Таким образом, иностранные граждане, выбравшие Россию местом своего постоянного проживания, наделены правом замещения постов в выборных органах муниципального управления.
Сущность процедуры самовыдвижения на муниципальных выборах
Самовыдвижение представляет собой определенную процедуру, порядок которой предусмотрен законодательством. В частности, этот порядок предусматривает необходимость уведомления о самовыдвижение избирательной комиссии муниципалитета, ответственной за регистрацию кандидатов, этим кандидатом самостоятельно.
При самовыдвижении кандидата на пост главы муниципального образования уведомление о самовыдвижении направляется в избирательную комиссию муниципального образования или территориальную избирательную комиссию, если она исполняет полномочия избирательной комиссии муниципального образования.
Когда самовыдвижение осуществляется в отношении поста депутата органа муниципального управления представительного характера, процедура уведомления может быть исполнена в двух вариантах:
- во-первых, уведомление подается в окружную избирательную комиссию определенного избирательного округа, по которому производится самовыдвижение;
- во-вторых, уведомление подается в территориальную избирательную комиссию, в избирательную комиссию муниципального образования в том случае, если полномочия окружной избирательной комиссии возложены на указанные комиссии.
В соответствии с законодательством уведомление о самовыдвижении подается в письменной форме. Помимо уведомления существует также перечень дополнительных документов, предоставляемых кандидатом-самовыдвиженцем. Законодательство требует от кандидата-самовыдвиженца личного представления документация в избирательную комиссию. Представление документов кандидата иными лицами допускается в следующих случаях:
- во-первых, при болезни кандидата;
- во-вторых, при нахождении кандидата под стражей в местах содержания подозреваемых и обвиняемых (при условии нотариального заверения подписи кандидата или аналогичного заверения от администрации соответствующего учреждения).
Самовыдвижение подразумевает различные способы последующего получения регистрации в качестве кандидата:
- во-первых, осуществление сбора подписей избирателей, оказывающих поддержку самовыдвижения кандидата;
- во-вторых, внесение избирательного залога. Данный способ предусматривается региональным законодательством, обеспечивает гражданам возможность расширенной реализации пассивного избирательного права.
Такой инструмент муниципальных выборов как избирательный залог на сегодняшний день еще недостаточно распространен в российском праве, не многие регионы используют эту возможность для расширения пассивного избирательного права своих граждан. Причем даже при наличии положений регионального законодательства о возможности использования этого инструмента сами кандидаты не всегда пользуются залогом при своей регистрации. Например, в соответствии с официальной статистикой в период с 1997 по 2001 годы только 26% кандидатов пользовались инструментом избирательного залога при регистрации.
Применение инструментов сбора подписей или внесения избирательного залога не обязательно при проведении муниципальных выборов депутатов органа муниципального управления представительного характера в муниципальных образованиях, в которых средняя норма представительства избирателей составляет менее 10000 человек. В этом случае законодательство предусматривает возможность заявительного порядка регистрации кандидатов, в том числе самовыдвиженцев.
При самодвижении кандидат может указывать в своих избирательных документов свою партийную принадлежность, в том числе включать ее в избирательный бюллетень.