Организация проектной деятельности в ГМУ – это специальный механизм государственного и муниципального управления, предполагающий постановку целевых показателей для обеспечения стратегического развития отдельных территорий и государства в целом и разработку и реализацию целевых программ для достижения таких показателей, обеспечивающих привязку целей, задач к ресурсам и срокам реализации программы при возложении ответственности за реализацию программы на конкретных субъектов.
Понятие и значение организации проектной деятельности в ГМУ
Одной из важнейших задач для современного государства является обеспечение эффективности публичного управления. Для этого внедряются новые инструменты и механизмы, в частности проектное управление.
Органами исполнительной власти на федеральном, региональном и местном уровне для организации эффективного государственного и муниципального управления сегодня используется программно-целевой подход. Названный подход предполагает постановку стратегических целей развития конкретной территории и государства в целом через определение целевых показателей, достижение которых обеспечивается за счет специальных программ, реализуемых во всех сферах общественной жизни.
Такая программа с точки зрения теории управления представляет собой проект, то есть систему взаимосвязанных мероприятий, целью которых является достижение заранее установленного результата при условии ограниченного перечня и объема ресурсов и ограниченного времени.
Итак, организация проектной деятельности в ГМУ представляет собой систему взаимосвязанных действий специалистов – должностных лиц и служащих ГМУ, в том числе следующих видов деятельности:
- исследование объекта управления;
- выявление проблем и аспектов, требующих оптимизации;
- постановка целей управленческого воздействия на объект, определение целевых показателей;
- разработка мероприятий, способных обеспечить достижение целевых показателей, увязка таких мероприятий с имеющимися ресурсами и с ресурсами, которые могут быть привлечены для реализации мероприятий;
- определение оптимальных сроков для реализации мероприятий;
- организация бюджета в соответствии с проектами;
- определение ответственных за реализацию мероприятий проектов субъектов и др.
Таким образом, использование проектной деятельности в ГМУ позволяет:
- обеспечить эффективное использование бюджетных ресурсов, поскольку разработка и реализация проекта направлена на оптимальное использование ресурсов для получения максимального социально полезного результата;
- оказать системное воздействие на общественные отношения посредством постановки и достижения стратегических с точки зрения развития территории и государства в целом целей и задач.
Содержание организации проектной деятельности в ГМУ
Организация проектной деятельности в ГМУ как система механизмов, методов и инструментов, которые направлены на достижение стратегических целей и задач, трансформированных в конкретные целевые показатели в рамках проекта, обеспечивающая баланс между:
- необходимой для реализации проекта деятельностью;
- необходимыми для реализации проекта ресурсами, в том числе временными;
- эффективностью проекта;
- рисками, связанными с проектом.
В качестве специфических характеристик организации проектной деятельности в ГМУ можно выделить следующие:
- реализация управленческой деятельности в рамках разработки и реализации проекта в соответствии с законодательно и нормативно установленными требованиями;
- подотчетность реализации проектной деятельности вышестоящим должностным лицам и органам;
- финансирование проекта производится за счет бюджетных ресурсов;
- высокая социальная значимость целей и задач реализации проекта;
- необходимость предоставления публичной отчетности для осуществления населением общественного контроля над расходованием бюджетных средств;
- масштабность и многоаспектность реализуемых государством и муниципалитетами проектов, поскольку такие проекты предусматривают реализацию мероприятий в различных сферах общественной жизни, то есть посредством реализации системного управления;
- основной целью реализации проекта является эффективное использование ресурсов для достижения максимально полезного социального эффекта, но не получение максимальной прибыли как при реализации проектов в сфере частного бизнеса.
Методология организации проектной деятельности в ГМУ
Поскольку для отечественной системы ГМУ организации проектной деятельности является относительно новой технологией, для ее более эффективного внедрения и распространения формировался специальный совет по вопросам включения в систему отечественного публичного управления проектного управления. Названный совет объединил не только представителей системы публичного управления, но и представителей частного бизнеса, а также сотрудников научных и образовательных учреждений. По результатам деятельности совета были разработаны методические рекомендации, касающиеся вопросов внедрения проектного управления в систему органов исполнительной власти страны.
Рекомендации содержат алгоритм построения проектно-ориентированной системы ГМУ. Такой алгоритм в частности позволяет разграничить основные и дополнительные процессы публичного управления. Так, в число основных процессов проектно-ориентированное управление включаются:
- стратегическое управление;
- тактическое управление;
- управление проектами.
В свою очередь, необходимыми для реализации управления проекта процессами являются:
- управление мотивацией субъектов, ответственных за разработку и реализацию проекта;
- управление полномочиями субъектов, разрабатывающих и реализующих проекты;
- организационное обеспечение разработки и реализации проектов;
- технологическое обеспечение разработки и реализации проектов.
Структурирование проектной деятельности в ГМУ позволяет наиболее эффективно организовать все ее элементы, определяя конкретные цели и задачи не только для периодов разработки и реализации программы, но и для отдельных процессов, обеспечивающих разработку и реализацию программы.