Значение организации инженерной защиты населения
Угроза возникновения чрезвычайной ситуации, как природной, так и техногенной, а также угроза террористической атаки, ведения военных действий актуализирует вопрос обеспечения защиты населения.
В современных условиях организация инженерной защиты населения требует решения следующих задач:
- возведение новых убежищ, укрытие от радиации других объектов гражданской обороны, реконструкция возведенных ранее объектов;
- поддержание объектов защиты населения в надлежащем состоянии;
- адаптация в условиях чрезвычайной ситуации, террористического акта, военных действий и других угроз заглубленных помещений, подвалов и иных объектов для целей защита населения;
- разработка новых конструкции объектов для защиты населения;
- совершенствование нормативно-правовой базы по обеспечению инженерной защиты населения.
Полномочия органов федеральной власти в сфере организации инженерной защиты населения
Исполнительные органы публичной власти федерального уровня в сфере организации инженерной защиты населения реализуют следующие полномочия:
- при взаимодействии с региональными органами публичной власти устанавливают потребность в объектах защиты населения для предприятий, которые находятся в их ведении;
- организуют строительство объектов инженерной защиты;
- формируют нормативно-правовую базу в рамках своих полномочий по строительству объектов инженерной защиты населения, сообщают требования, содержащиеся в соответствующих нормативно-правовых актах, предприятиям, которые находятся в их ведении, проводят контрольно-проверочные мероприятия по исполнению требований, содержащихся в указанных нормативно-правовых актах;
- реализуют контрольные мероприятия в области строительства объектов инженерной защиты населения и поддержания их в надлежащем состоянии и готовности к использованию;
- ведут учет объектов инженерной защиты населения, которые созданы ранее или строятся в текущий момент.
Полномочия региональных и местных органов публичной власти в сфере организации инженерной защиты населения
Исполнительные органы публичной власти регионального и местного уровней в области организации инженерной защиты населения осуществляют следующие функции:
- устанавливают на соответствующей территории в регионе или муниципалитете потребность в объектах инженерной защиты населения;
- в условиях мирного времени строят соответствующие объекты защиты, сохраняют их в надлежащем состоянии;
- проводят контрольно-проверочные мероприятия в отношении строительства соответствующих объектов и их поддержание в состоянии, готовом к использованию;
- осуществляют на территории региона или муниципалитета учет объектов защиты.
Полномочия МЧС России в области организации инженерной защиты населения
МЧС России решает следующие задачи в области организации инженерной защиты населения:
- принятие в соответствии со своими полномочиями нормативно-правовых документов, касающихся строительства объектов защиты, поддержания их в состоянии, готовом к использованию;
- участие в организации государственных экспертных исследований проектов по возведению объектов защиты, их реконструкции или переоснащению;
- упорядочение процедуры согласования проекта строительства или реконструкции и переоснащения объекта защиты (типового или индивидуального);
- обеспечение процедуры учета объектов защиты;
- реализация методического руководства и контрольно-проверочной деятельности за строительством, реконструкцией, переоснащением объектов защиты, поддержания их в состоянии готовности к использованию.
Порядок организации содержания объектов инженерной защиты населения
В условиях мирного времени объекты защиты населения должны содержаться в состоянии готовности к использованию в качестве объектов защиты. Так, в условиях мирного времени на объектах защиты запрещается производство следующих действий:
- осуществление перепланировки или переустройства объектов защиты;
- организация проема или другого отверстия в ограждающей конструкции объекта защиты;
- разгерметизация или нарушение гидроизоляции объекта защиты;
- разборка или снятие оборудования;
- использование во внутренней отделке объекта защиты горючих материалов;
- преграждение входа-выхода в объект защиты, а также путей движения по нему и др.
В условиях повседневной деятельности объекты защиты могут использоваться организациями, в ведении которых находятся, для собственных нужд или для обслуживания населения.
Порядок организации учета объектов инженерной защиты населения
В качестве документа-основания постановки на учет объекта инженерной защиты используется паспорт такого объекта недвижимости, где содержатся его техническое описание и список оборудования систем жизнеобеспечения. В качестве обязательных приложений к указанному паспорту прикладывают экспликации помещений, поэтажные планы.
Указанный паспорт подлежит оформлению по результатам ввода объекта защиты в эксплуатацию, в случаях, когда такой объект переоснащается, т.е. меняется его тип. Когда паспорт не был получен при вводе в эксплуатацию, он оформляется при приеме в эксплуатацию объекта соответствующей организацией.
Если паспорт не был оформлен, объект может быть поставлен на учет на основании проектно-технической документации, которая дает основание отнести объект к объектам инженерной защиты. Информация об объекте инженерной защиты представляется в МЧС России.
Когда технические характеристики объекта защиты населения утрачивают свои защитные признаки и их восстановление невозможно или экономически невыгодно, объект защиты снимается с учета. Кроме того, объект защиты населения подлежит снятию с учета в тех случаях, когда его эксплуатация больше нецелесообразно ввиду строительства, реконструкции, изменении объектов защиты, а также при отсутствии организации, в управление которой может быть передан объект.