Оптимизация структуры должностей государственной гражданской службы – это система урегулированных законодательством и подзаконными нормативно-правовыми актами мероприятий, направленных на обеспечение эффективности организации структуры должностей государственной гражданской службы и порядка формирования такой структуры.
Основные направления формирования структуры должностей государственной гражданской службы
Для обеспечения оптимальной структуры должностей государственной гражданской службы в соответствии с положениями специального законодательства по вопросам государственной службы федерального уровня, государственной гражданской службы и положениями подзаконных нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы использования инструментов конкурсного отбора для замещения должностей гражданской службы, вопросы профессиональной аттестации лиц, состоящих на службе, и др., формирование кадрового состава опирается на систему следующих принципов:
- обеспечение структуры должностей государственной гражданской службы посредством привлечения на службу лиц, профессиональные, деловые и личные характеристики которых позволяют им реализовывать цели и решать задачи публичного управления в рамках полномочий, возложенных на соответствующие орган или учреждение, максимально эффективно;
- обеспечение структуры должностей государственной гражданской службы кадрами посредством организации доступа претендентов к должностям на равных условиях (одинаковые требования и испытания в отношении всех претендентов на конкретную должность);
- актуальность и соответствие требований к квалификации служащего тем целям и задачам, которые ставятся перед публично-правовым органом или учреждением, в структуре которого предусматривается должность;
- законность процедур, используемых для привлечения, отбора и приема лиц на замещение должностей государственной гражданской службы;
- наличие инструментов обжалования незаконных действий при отборе лиц на замещение должностей государственной гражданской службы;
- применение эффективных, допустимых, технологичных инструментов оценки профессиональных, деловых и личных характеристик лиц, претендующих на замещение должностей государственной гражданской службы и замещающих такие должности;
- прозрачность и доступность сведений относительно процедуры приема лиц на должности государственной гражданской службы, в том числе об испытаниях, механизме оценки и обжаловании итогов отбора и пр.;
- обоснованность применяемых инструментов отбора с точки зрения экономики.
Основные направления оптимизации структуры должностей государственной гражданской службы
Перманентное реформирование административного механизма страны направлено, в том числе на оптимизацию структуры должностей государственной гражданской службы, и повышение эффективности процедур ее формирования.
Необходимость совершенствования структуры государственного аппарата связана с таким организационными проблемами, как:
- дублирование полномочий публичного управления разными государственными структурами;
- сохранение в системе публичного управления «избыточных» полномочий. В системе по-прежнему сохраняются избыточные управленческие функции, доставшиеся России в наследство от Советского государства. Эти функции имели значение в планово-административной системе публичного управления, но при современном демократическом политическом и экономическом устройстве утратили свое значение. Так, нередки такие полномочия не имеют положительного управленческого воздействия, но, напротив, влекут за формирование коррупционных схем, сдерживают поступательное развитие экономики и пр.;
- наличие «конфликта интересов» между структурными элементами механизма публичного управления. Сегодня наличествует объективная необходимость перераспределения полномочий таким образом, чтобы отсутствовал конфликт интересов внутри ведомств: непосредственное осуществление публичных полномочий и контроль законности и эффективности такого осуществления должны быть разделены между соответствующими ведомствами;
- неэффективное распределение полномочий между Федерацией и регионами, между государством и местными сообществами;
- присутствие государства (в том числе необоснованный надзор) в тех сферах, которые в активном присутствии государства не нуждаются – экономика, СМИ, культура и пр.
Оптимизация структуры должностей государственной гражданской службы по указанным направлениям позволит сформировать систему публичного управления, которая:
- адекватна общественным запросам, а именно способна обеспечить запросы населения на демократическое устройство общественно-политической жизни, эффективную свободную экономику с поддержкой малого и среднего бизнеса и на социальную поддержку наиболее уязвимых слоев населения, а также на экономически эффективную организацию системы предоставления государственных и муниципальных услуг;
- экономически эффективно решает задачи публичного управления, когда публично-правовые полномочия реализуются, а государственные и муниципальные услуги оказываются максимально эффективно при минимальных затратах.
Итак, в качестве приоритетных направлений оптимизации структуры должностей государственной гражданской службы следует назвать:
- сокращение вмешательства должностных лиц и органов публичного управления в те сферы общественной жизни, которые в таком вмешательстве не нуждаются, в частности, в сферу экономических отношений, в сферу деятельности СМИ и др.;
- исключение из структуры государственной гражданской службы тех должностей, органов и учреждений системы публичного управления, функции которых избыточны, дублируют друг друга и пр.;
- размежевание в системе публичного управления непосредственной реализации полномочий и контрольных полномочий в отношении эффективности и законности их реализации;
- оптимизация распределения полномочий между органами публичного управления федерального, регионального и местного уровней.