Государственный и муниципальный секторы – это уровни единой системы публичного управления, должностные лица и органы которых в соответствии с требованиями законодательства в рамках государственного управления реализуют функции и задачи публичного управления на федеральном и региональном уровнях и в рамках муниципального управления функции и задачи публичного управления на уровне местных сообществ для обеспечения благосостояния населения страны.
Значение государственных и муниципальных секторов
Основная причина организации и функционирования системы публичного управления в демократическом государстве – это обеспечение соблюдения прав и свобод личности, гарантирование населению эффективного социально-экономического развития территорий, образующих государство.
Сложность устройства системы публичного управления определяется сложностью территориального устройства государства. Так, в Российской Федерации существуют три основных уровня публичного управления:
- федеральный и региональный уровни, составляющие государственный сектор;
- муниципальный уровень, представляющий собой муниципальный сектор.
Общее в государственных и муниципальных секторах
Система публичного управления, как в государственном, так и муниципальном секторах, функционирует на единых демократических принципах, которые предполагают:
- соблюдение требований закона со стороны должностных лиц, государственных и муниципальных служащих при реализации их полномочий в рамках компетенции должностного лица или органа, чью деятельность они обеспечивают;
- разделение властей при построении системы публичного управления на законодательную, исполнительную, судебную;
- выборность должностных лиц и депутатов законодательных органов на федеральном, региональном и местном уровнях;
- наличие инструментов прямой демократии для участия населения в разработке и реализации управленческих решений на муниципальном, региональном и федеральном уровнях и др.
Аналогичны и требования к персоналу, обеспечивающему функционирование государственного и муниципального секторов:
- лица, претендующие на замещение должностей в государственном и муниципальном секторах проходят конкурсный отбор, посредством которого определяется соответствие профессиональных знаний и навыков требованиям к квалификации по соответствующей должности;
- при осуществлении государственной и муниципальной деятельности оценка профессиональных качеств государственных и муниципальных служащих проводится посредством аттестации;
- в отношении государственных и муниципальных служащих действует сходная система ограничений, запретов и льгот и др.
При этом система местного самоуправления не входит в систему государственного управления, то есть муниципальный сектор отделен от государственного, что, в свою очередь, накладывает определенную специфику на реализацию управления и обусловливает различия в государственном и муниципальном секторах.
Отличия государственных и муниципальных секторов
Муниципальный и государственный секторы, являясь элементами единой системы публичного управления государством, тем не менее, характеризуются специфическими чертами, которые позволяют отделить органы муниципального управления от органов государственного управления. Особенности эти предопределяются, прежде всего, природой института местного самоуправления.
Институт местного самоуправления:
- с одной стороны, является элементом публичного управления, поскольку предполагает наличие должностных лиц и органов муниципального управления, регламентированных процедур осуществления управления и пр.;
- с другой стороны, представляет собой как бы изъятие из системы государственного управления тех вопросов, которые местное население имеет право решать самостоятельно в соответствии с процедурами урегулированными актами местного нормотворчества. При этом здесь важно отметить, что такие изъятия определяются федеральным законодательством исходя из целесообразности для повышения эффективности публичного управления передать часть публичных полномочий в муниципальный сектор.
Итак, к числу специфических характеристик, отличающих муниципальный сектор от государственного, можно отнести следующие:
- система местного самоуправления функционирует в рамках, определенных государственной властью. Так, основы организации и функционирования системы местного самоуправления определяются на основе конституционных положений в федеральном и региональном законодательстве. В законодательно установленных рамках система местного самоуправления самостоятельно определяет процедурные вопросы осуществления управления в муниципальном секторе в актах местного нормотворчества;
- вопросы местного значения решаются системой местного управления за счет собственных финансовых ресурсов, при этом при недостатке собственных финансовых ресурсов для реализации полномочий муниципальный сектор может воспользоваться субсидиями и иной финансовой помощью региональных и федеральных властей. В том же случае, когда муниципальный сектор берет на себя в соответствии с законодательством исполнение государственных полномочий, на государственные органы возлагается обязанность финансового обеспечения осуществления таких полномочий;
- реализация местного самоуправления предполагает использование таких форм участия населения в муниципальных управленческих процессах, как публичные слушания, опросы, организацию общественного самоуправления и др. Иными словами, местное самоуправление предлагает населению муниципалитета более широкий спектр, в отличие от государственного управления, инструментов, обеспечивающих непосредственное решение вопросов местного значения населением.
Важно отметить, что по своей природе государственные и муниципальные сектора являются институтами публичного управления, функционирующими на общих демократических принципах для решения общей задачи публичного управления – обеспечения прав личности, ее благосостояния.