Обратная связь в государственном управлении – это система правовых, организационных и иных мероприятий государственного управления, решающих задачи мониторинга состояния управляемого объекта, а также восприятия, аккумуляции и анализа данных, поступающих от управляемого объекта для контроля исполнения управленческих решений и повышения их эффективности.
Понятие и содержание обратной связи в государственном управлении
Государственное управление в самом общем виде может быть определено как профессиональная деятельность лиц, состоящих на должностях государственной службы, которая имеет своей целью разработку и реализацию управленческих решений для обеспечения социально-экономического развития общества и благосостояния населения.
Названное определение является традиционным в теории государственного и муниципального управления, но при этом оно содержит характеристику только прямых управленческих связей, то есть характеризует государственное управление как управленческое воздействие «сверху вниз», субъекта на объект. При этом обратные связи, имманентно присущие системе государственного управления остаются неосвещенными. При этом очевидно, что управляемый объект также воздействует на субъект – государство в лице должностных лиц и органов системы государственного управления.
Без обратной связи государственное управление невозможно по своей сути. При этом в условиях демократического правового государства и гражданского общества государственное управление не может реализовываться иначе, как в ответ на социальные запросы. Государственное управление должно обеспечивать урегулирование и упорядочение общественных отношений в соответствии с потребностями населения, которое и вверило власть системе демократически сформированных органов и избранных должностных лиц.
Именно состояние объекта управления и определяет характер и методы управленческого воздействия.
Таким образом, государственное управление можно охарактеризовать как процесс организации и реализации управленческого воздействия субъекта управления на управляемый объект посредством использования властных полномочий на основе информации, получаемой через инструменты обратной связи и отражающей состояние, проблемы и потенциал управляемого объекта.
Субъект управления, привлекая через систему обратных связей необходимые сведения относительно состояния управляемого объекта должен, в свою очередь, обеспечить систему инструментов ее адекватного восприятия и анализа для разработки и реализации эффективных управленческих решений. Адекватное восприятие сведений, получаемых из источников обратной связи в системе государственного управления, предполагает комплексный подход к анализу управляемого объекта при использовании научно-исследовательских методов работы.
Сущность управленческого воздействия заключается в анализе состояния управляемого объекта для сопоставления его характеристик с планируемыми, прогнозируемыми, желаемыми характеристиками для обеспечения социально-экономического благополучия населения.
Отсюда, можно выделить следующие задачи, которые решаются в системе государственного управления посредством механизма обратной связи:
- сбор, аккумуляция и исследование сведений относительно состояния управляемого объекта;
- сопоставление полученных сведений о реальном состоянии управляемого объекта с характеристиками желаемого состояния управляемого объекта;
- определение целей и задач государственного управления исходя из состояния управляемого объекта;
- установление условий и факторов, способных оказать негативное или позитивное воздействие на реализацию задач публичного управления;
- разработка и реализация субъектом управления системы планов, программ мероприятий, методов и инструментов организации управленческого воздействия на объект исходя из состояния управляемого объекта и целей и задач его преобразования.
Проблемы и достижения обратной связи в государственном управлении
Важнейшей проблемой организации обратной связи в государственном управлении на сегодняшний момент является недооценка значения системы обратной связи для эффективного управления. Особенно это актуально для России, которая сейчас находится в стадии формирования демократического общества и правового государства.
Достижения использования инструментов обратной связи государственного управления в странах, в которых происходят процесс реформирования, можно охарактеризовать по следующим направлениям:
- когда происходит становление наиболее эффективных институтов государственного управления системы обратной связи позволяют компенсировать неразвитость непосредственного воздействия системы управления. Государство здесь вынуждено решать задачи объединения общества, сохранения управляемости общественными отношениями. Инструменты обратной связи позволяют решать задачи обеспечения политической и экономической стабильности;
- посредством инструментов обратной связи у государственного управления появляется возможность поддерживать приоритетные для прогрессивного социально-экономического развития направления экономики. Это находит выражение в системе поддержки малого и среднего предпринимательства, инновационного предпринимательства и пр.
Сегодня в качестве основных направлений развития обратной связи в государственном управлении следует выделить:
- снижение децентрализации управленческих процессов, деконцентрация власти;
- внедрение в систему государственного управления модели партнерских взаимоотношений с населением;
- выстраивание механизма государственного управления с ориентацией на повышение доступности, открытости государственного управления, повышение эффективности предоставления государственных услуг;
- формирование каналов обратной связи, инструментов вовлечения населения в процесс принятия управленческих решений и в процесс реализации управленческих решений в сфере экономики, в социальной сфере и пр.