Оценка эффективности государственных программ – это специальная контрольная деятельность должностных лиц и органов государственного управления, направленная на установление качественных и количественных показателей соответствия полезных социально-экономических итогов реализации государственной программы ее целевым параметрам.
Зависимость эффективности принятия государственных решений от оценки эффективности государственных программ
Государственные решения как механизмы публичного управления фактически включают в себя два основных этапа:
- процесс разработки управленческого решения и его утверждения;
- процесс реализации утвержденного управленческого решения.
Если на первой стадии важно обеспечить качество государственного решения, то есть соответствие выбранного варианта разрешения проблемы состоянию управляемого объекта и тем целям и задачам, которые ставит перед собой субъект управления, то на второй стадии, то есть на стадии реализации, важно обеспечить эффективность государственного решения, а именно оптимальное соотношение перечня и объема используемых ресурсов с социально полезным эффектом от реализации решения.
Сегодня в качестве основных технологий обеспечения управленческих решений выступают стратегии, программы, планы развития, которые позволяют увязать аккумулированные государствам, отдельной территорией, специальной сферой публичного управления ресурсы с социально и экономически значимыми целями и задачами развития с утвержденными сроками их достижения и ответственными за такое достижение субъектами.
Очевидно, что от качества управленческого решения, эффективности его реализации напрямую зависит эффективность реализации стратегии, программы, плана конкретного мероприятия, однако важна и обратная связь. Так, оценка эффективности реализации программы, отдельных ее этапов позволяет установить эффективность управленческих решений, принятых во время разработки и реализации программы.
Таким образом, оценка эффективности государственных программ позволяет выявить наиболее эффективные государственные решения и использовать их в последующей управленческой деятельности.
Методика оценки эффективности государственных программ
Современная правовая методологическая основа оценки эффективности государственных программ и применяемые методики оценки эффективности таких программ утверждены федеральными органами публичного управления, то есть ответственными исполнителями таких программ.
В самом общем виде методология оценки эффективности государственных программ может быть определена через следующие характеристики:
- оценка количества реализованных мероприятий, предусмотренных программой;
- оценка расходования бюджетных средств;
- оценка реализации установленных целевых параметров программы.
Оценка эффективности программы по указанным характеристикам предполагает установление следующих параметров:
- установление уровня осуществления основных мероприятий;
- установление уровня соответствия произведенных затрат планируемым затратам;
- эффективность использования бюджетных средств при реализации мероприятий программы в целом;
- установление уровня достижения параметров мероприятий, подпрограмм и программы в целом.
Оценка уровня осуществления мероприятий, которые предусматривались программой, производится посредством сопоставления общего числа запланированных мероприятий к числу проведенных мероприятий.
Оценка уровня соответствия произведенных затрат запланированным затратам и, как следствие, оценка эффективности расходования бюджетных ресурсов предполагает сопоставление объема запланированных затрат для каждой программы, подпрограммы с теми затратами, которые предполагалось осуществить для реализации программы или подпрограммы.
Достижение запланированных параметров программы и подпрограммы устанавливается посредством сопоставление достигнутых параметров запланированным.
Такая оценка реализуется в два этапа:
- сначала производится оценка эффективности реализации программы и подпрограмм;
- затем оценивается эффективность осуществления программ за отчетный период в целом.
Таким образом, должностные лица и органы публичного управления аккумулируют значительный объем информационных ресурсов в отношении эффективности разрабатываемых и утверждаемых управленческих решений и, соответственно, эффективности реализуемых подпрограмм и программ. Это позволяет корректировать действующие программы, а при разработке новых программ использовать те решения, которые уже подтвердили свою эффективность на практике на конкретной территории, в конкретной сфере публичного управления или на уровне государства в целом.
Основные направления повышения эффективности принятия государственных решений на основе оценки эффективности государственных программ
Реализуемые сегодня государственные программы можно условно разделить на следующие типы:
- это программы, которые направлены на достижение социально-экономического эффекта;
- это программы, которые направлены на решение сервисных задач;
- это программы, ориентированные на развитие территории;
- пилотные программы.
При этом для того, чтобы повысить эффективность управленческих решений и эффективность программы необходимо все программы оценивать с точки зрения инвестиций. Это позволят оптимизировать затраты и достичь наиболее высоких результатов. В частности, требуется оценка государственных программ с разных точек зрения, в том числе с экономической, социальной, организационной, экологической и пр.
Кроме того, необходимо привлекать к процессам оценки эффективности управленческих решений, эффективности государственных программ не только ответственных субъектов, но и осуществлять вневедомственный контроль за счет привлечения сторонних экспертных организаций.
Также важнейшее значение имеет общественный контроль, который, в частности, может быть реализован посредством организации социологических исследований.