Система государственной гражданской службы Российской Федерации – это законодательно определенный круг субъектов – лиц, замещающих должности государственной гражданской службы, и взаимоотношений между ними и с населением по реализации полномочий органов публичного управления, оказанию государственных услуг, а также совокупность принципов, инструментов, полномочий и пр., определяющих такие взаимоотношения.
Проблемы развития системы государственной гражданской службы Российской Федерации
Дискуссионным вопросом российской теории государственного управления и острейшей проблемой практики функционирования государственного механизма в течение последних десятилетий остается совершенствование системы государственной гражданской службы.
Многочисленные административные реформы, предпринимаемые в стране, в полной мере поставленных задач развития государственной гражданской службы не решили. Так, не теряют своей остроты следующие проблемы организации функционирования системы гражданской службы:
- Отсутствует единый орган управления гражданской службы. Так, специальным законодательством, регулирующим вопросы государственной службы в стране, предусматривается возможность учреждения системы управления на уровне Федерации и на уровне регионов, однако до сегодняшнего момента такие органы не учреждены. Специализированный орган управления в рассматриваемой сфере позволили бы повысить эффективность организации и функционирования гражданской службы. При этом отдельные специальные органы, не входящие в систему гражданской службы, в рассматриваемой сфере функционируют. Это, например, управление в структуре Администрации главы государства, обеспечивающее работу главы страны по кадрам и выработке политики по вопросам государственной службы, осуществляющее контроль исполнение актов главы страны по вопросам государственной службы, разрабатывающее предложение главе государства и пр. Однако представляется, что учреждение самостоятельного, независимого, специального федерального органа с функциями организации и оптимизации функционирования государственной гражданской службы было бы наиболее эффективным;
- Коррупция в системе гражданской службы. Коррупция в системе гражданской службы является опаснейшим для общества и государства явлением: служащий, участвующий в коррупционной схеме, не выполняет стоящей перед ним позитивной управленческой задачи, то есть не решает той задачи, которая стоит перед органом публичного управления, более того, он, реализуя свои полномочия к собственной выгоде и выгоде иных лиц, наносит прямой ущерб общественным отношениям. Коррупция снижает доверия граждан к механизму государственной власти, обесценивает демократические ценности и идеалы. Несмотря на многочисленные меры по борьбе с коррупцией, предпринимаемые и высшими органами государства, и специальными государственными структурами, коррупция остается актуальной проблемой гражданской службы;
- Текучесть кадров. Система государственной гражданской службы характеризуется такой негативной тенденцией, как отток кадров в частный сектор, особенно с должностей низших категорий. Этот процесс обусловлен объективными причинами: несоответствие объема оплаты труда объему, осуществляемой трудовой деятельности, отсутствие карьерных перспектив и пр.;
- Неэффективная реализация конкурсных процедур замещения должностей службы. По-прежнему в системе наличествуют должности, замещение которых реализуется без конкурсных процедур, что не позволяет гарантировать их замещение лучшими кандидатами;
- Отсутствие эффективных инструментов оценки эффективности служащего. Зачастую оценка служебной деятельности осуществляется посредством установления соответствия формальным показателям, не позволяющим определить действительного позитивного эффекта деятельности и качества реализации полномочий и пр.
Характеристика основных направлений развития системы государственной гражданской службы Российской Федерации
Указом главы Российского государства на текущий период утверждены следующие приоритетные направления развития системы гражданской службы:
- оптимизация процедуры замещения должностей гражданской службы в стране гражданами страны гражданскими служащими;
- формирование и развитие у служащих устойчивой ориентации на постоянный рост эффективности собственной деятельности;
- совершенствование механизма гарантий правового и социального характера, действующих в отношении служащих;
- активное применение прогрессивных инструментов обеспечения профессионального роста служащих, в том числе применение новейших информационных технологий;
- для обеспечения эффективности кадровой работы на государственной службы оперативное внедрение в ее функционирование новейших информационных технологий.
Перечисленные в указе главы государства основные направления развития гражданской службы следует признать не в полной мере отвечающими острейшим проблемам в рассматриваемой сфере. Так, в частности, остаются без внимания вопросы коррупции в системе гражданской службы. При этом представляется, что коррупцию в системе публичного управления не представляется возможным преодолеть исключительно посредством ужесточения наказания. Такая проблема требует комплексного решения – более эффективного отбора на должности службы, демонстрации перспектив службы для конкретного служащего, то есть направления развития карьеры, и просвещение служащих по вопросам противодействия коррупции посредством организации дискуссионных совещаний, тренингов и пр.
Отдельного внимания заслуживают и отсутствие конкурсных процедур при назначении на высшие должности. Представляется, что только проведение открытого конкурса на замещение всех должностей системы гражданской службы позволит повысить эффективность реализации функций публичного управления в стране.