Национальный проект «Безопасные и качественные дороги» - это национальный проект, реализуемый российской властью в период с 2017 по 2019 годы с целью формирования транспортной инфраструктуры, отвечающей требованиям современности, комфортности, надежности.
Общая характеристика национального проекта «Безопасные и качественные дороги»
Национальный проект «Безопасные и качественные дороги» должен сформировать современную, надежную, комфортную транспортную инфраструктуру. Такая задача поставлена президентом страны перед органами власти, ответственными за содержание и состояние дорог. Данный проект выступил в качестве основного инструмента для достижения указанной стратегической цели. Проект был реализован в 2017 в 2018 годах 36 регионами Российской Федерации и обеспечил осуществление совместной работы дорожных ведомств федерального и регионального уровня.
Данный проект носит долгосрочный характер, рассматривался федеральными властями в качестве приоритетного и предполагал реализацию программ, обеспечивающих приведение в нормативное состояние транспортно-экспедиционного характера автомобильных дорог, а также развитие дорожной сети в рамках крупных городских агломераций. Контроль реализации данного проекта был возложен на Минтранс России и Федеральное дорожное агентство. Изначально реализация проекта предусматривала период с 2017 по 2025 годы, однако впоследствии проект был переименован и срок его реализации был продлен до 2030 года.
В 2018 году в проект было вовлечено 38 городских агломераций, имеющих населением, превышающее 500000 человек по каждой агломерации. В качестве примеров можно обозначить такие агломерации как Барнаульская, Кировская, Екатеринбургская, Иркутская, Казанская, Махачкалинская, Тульская, Ульяновская, Тюменская и так далее. К 2017 году средства, выделенные на финансирование проекта, составили почти 65 млрд руб., из которых 31 млрд руб. был выделен из федерального бюджета, остальные из региональных и местных бюджетов.
В проектном офисе проекта было задействовано более 1 000 человек, к реализации проекта были привлечены подрядные организации, представители общественности, численность которых превысила 400 единиц.
Управление реализацией проекта обеспечивали следующие субъекты:
- во-первых, созданный при Министерстве транспорта России ведомственный проектный офис;
- во-вторых, проектные группы регионального уровня, работающие в онлайн-режиме.
Информационную поддержку процесса управления проектом и обеспечения контроля реализации его задач составила электронная система «Эталон».
Реализация данного проекта предусматривала такие принципы как обеспечения информационной открытости и общественного контроля за счет использования современных коммуникационных средств. Например, национальный проект «Безопасные и качественные дороги» имел собственный официальный сайт, предполагающий возможность обращений пользователя этого сайта, загружаемых в систему управления проектом «Эталон» и попадающих в оперативную обработку к специалистам из проектного офиса. В результате продолжительность обработки обращения пользователей составляла менее двух суток.
Характеристика этапов реализации национального проекта
В реализации данного национального проекта можно выделить несколько этапов, к числу которых следует отнести:
- первоначальный этап, приходящийся на 2017-2018 годы. Реализации этого этапа предусматривала осуществление ремонта тех участков дорог, которые призваны аварийно-опасными, а также оборудование барьерными и тросовыми ограждениями участков дорожной сети, расстановку средств освещения, оборудование искусственных неровностей, обеспечивающих ограничения скоростного режима, нанесение разметки, расстановку дорожных знаков, обладающих повышенной видимостью, систем видеонаблюдения, светофоров, защитного оборудованием для обеспечения безопасности наземных пешеходных переходов и остановок, внедрение ресурсов информационного характера, призванных обеспечить контроль эффективности использования дорожных фондов, общественный мониторинг уровня и качества аварийности автомобильных дорог;
- основной этап, предполагающийся к реализации в 2019-2021 годы. На этом этапе предполагалось осуществление реконструкции и строительства дорог, ввода в эксплуатацию интеллектуальных систем, обеспечивающих управления движением на дорогах, объектами инфраструктуры транспортной сети, синхронизацию развития этих объектов, различных видов транспорта с планами развития территории в социально-экономическом плане, политикой градостроительства;
- заключительный этап, предполагающийся к реализации в период с 2022 по 2025 год. Этот этап был призван обеспечить завершение работ программы развития транспортной инфраструктуры в комплексном плане.
Реализация данного проекта была осуществлена полноценно только на первом этапе, второй и третий этап реализовались уже в рамках другого национального проекта.
Целевая характеристика национального проекта
Национальный проект «Безопасные и качественные дороги» был призван обеспечивать достижение следующих целей:
- во-первых, обеспечить необходимый уровень безопасности движения на дорогах в агломерациях, которые были вовлечены в проект, сократить места концентрации происшествий дорожно-транспортного характера;
- во-вторых, привести дорожную сеть крупнейших агломераций в состояние, соответствующее нормативам;
- в-третьих, устранить перегрузку дорожной сети крупнейших агломераций;
- в-четвертых, повысить уровень удовлетворенности населения ситуацией на дорогах в регионе.
Изначально проект предполагал достижение следующих целевых показателей:
Обеспечить рост удельного веса дорог, отвечающих нормативным требованиям:
- в 2017 году 44 %;
- в 2018 году 50 %;
- в 2025 году 85 %;
Обеспечить снижение количества мест концентрации происшествий дорожно-транспортного характера:
- в 2017 году 27 %;
- в 2018 году 50 %;
- в 2025 году 85 %.