Особенности муниципального управления в городских поселениях
Городскими поселениями признаются города или поселки с прилегающими территориями.
Городские поселения могут включать в свою структуру сельские поселения, не обладающие статусом муниципального образования.
Муниципальное управление городскими поселения представляет собой квинтэссенцию муниципального управления в целом, поскольку реализуется в таких поселениях в полном объеме.
В структуру органов муниципальной власти городского поселения включаются:
- во-первых, представительный орган;
- во-вторых, глава;
- в-третьих, администрация, то есть исполнительно0распорядительный орган муниципальной власти;
- в-четвертых, контрольно-счетный орган;
- в-пятых, иные органы и лица, формирование или выбор которых определен Уставом городского поселения.
Система муниципального управления городского поселения призвана решать следующие вопросы:
- формирование и осуществление бюджетной политики городского поселения;
- разработка местного налогового законодательства;
- управлением муниципальным имуществом, землями и территорией городского поселения;
- организация системы местного жилищно-коммунального хозяйства и контроль ее деятельности;
- формирование и поддержание инфраструктуры общего пользования (дорог, больниц и прочего);
- социальная поддержка незащищенных слоев населения городского поселения и так далее.
Особенности муниципального управления в сельских поселениях
Сельское поселение – все виды поселений, не относящихся к городским. Сельское поселение – один или несколько сельских населенных пунктов, объединяемых общений территорией и управляемых местными органами власти посредством их формирования на выборной или иной основе.
Поселения с населением менее трех тысяч человек также принято относить к сельским.
Источником современного муниципального управления сельских поселения является характерное для развития российского общества общинное самоуправление, действовавшее в рамках сельских крестьянских общин. Сельская община выполняла следующие функции: осуществляла руководство жизнью крестьян и их семей, осуществляла передел земли, поддерживала беднейших членов общины, защищала членов общины перед государственными властями. Сельская община представляла собой официальную местную структуру, которая использовалась государственными властями в собственных интересах, однако для нее были характерны признаки демократии, обусловленные ее направленностью за решение общих проблем членов общины.
В качестве основных принципов управления сельской общиной можно назвать: соблюдение общественных интересов, принятие инициативы с учетом ее соответствия обычаям и традициям, взаимовыручка и взаимная ответственность, поддержание платежеспособности всех членов общины, помощь общины тем ее членам, которые нуждаются в ней, и так далее.
Сложившиеся традиции местного самоуправления были практически полностью утрачены в период социалистического управления страной, что обусловило необходимость выстраивания системы муниципального управления сельскими поселениями с нуля.
Согласно статистической информации на сегодняшний день около 40 процентов земельных угодий страны имеют сельскохозяйственное назначение, около 40 миллионов граждан России проживает в сельских поселениях различного типа (поселки, кишлаки, аулы, хутора и так далее).
Специалисты отмечают следующие особенности муниципального управления сельскими поселениями:
- высокий уровень рассредоточенности населения, проживающего преимущественно в частном, односемейном жилищном фонде;
- низкий уровень транспортной доступности и обеспеченности современными средствами связи;
- низкий уровень жизни и доходов;
- высокий уровень социального расслоения сельского общества;
- специфичность межличностного общения, обусловленная высоким уровнем информированности о подробностях жизнедеятельности друг друга;
- неразвитая инженерная и социальная инфраструктура поселений;
- сезонность работы;
- высокий уровень зависимости от климатических условий;
- специфика финансирования местного управления сельскими поселениями, обусловленная отсутствием права формирования местного бюджета, обладания муниципальной собственностью при отсутствии статуса муниципального образования.
Существует три модели организации муниципального управления сельскими поселениями:
- Избрание главы муниципального образования (главы местной администрации) населением и избрание председателя представительного органа муниципальной власти из числа депутатов;
- Избрание главы муниципального образования (главы представительного органа муниципальной власти) населением и найм управляющего на конкурсной основе для возглавления администрации поселения;
- Избрание главы муниципального образования из состава членов представительного органа и найм управляющего на конкурсной основе для возглавления администрации поселения.
Реализация указанных моделей организации муниципального управления сельскими поселениями позволяет выделить ряд типов организации местного самоуправления:
- муниципальное образование – сельский административный район;
- объединенное муниципальное образование «город – район», включающее сельские поселения;
- сельский административный район, на территории которого функционируют региональные государственные власти;
- сельский округ;
- крупный сельский населенный пункт, являющийся муниципальным образованием;
- сельское поселение, не являющееся муниципальным образованием;
- сельское поселение, не являющееся муниципальным образованием, но входящее в состав сельских округов.