Характеристика торговли как объекта муниципального управления
Торговля представляет собой наиболее динамично развивающуюся сферу экономики муниципальных образований. Население любого муниципального образования нуждается в товарах и услугах, получение которых обеспечивает сфера торговли. Рост потребительского рынка обеспечивает рост значения торговой деятельности в удовлетворении растущих потребностей населения в товарах и услугах.
Торговая деятельность нацелена на удовлетворение потребностей населения муниципального образования в товарах и услугах на максимальном уровне. Торговля призвана обеспечивать доступность товаров и услуг в необходимом количестве и ассортименте, в нужное время.
Торговля с точки зрения муниципального управления ею включает в свой состав:
- во-первых, торговые организации, находящие на территории муниципального образования;
- во-вторых, население муниципального образования (покупатели);
- в-третьих, инфраструктура торговли.
Торговая отрасль муниципального образования зависит от его площади, развитости и населенности. Развитость торговой сферы оказывает влияние на уровень жизни населения муниципального образования, рост благосостояния местных производителей и торговых организаций.
Сфера торговли призвана реализовывать следующие функции:
- обеспечивать удовлетворение потребностей населения муниципального образования в услугах и товарах;
- организовывать хранение товаров, обеспечивать запас товаров, необходимых для постоянного удовлетворения потребностей населения муниципального образования в них;
- обеспечивать количественное выравнивание, осуществляя закупки большими партиями у оптовых поставщиков и продавая их малыми партиями розничным потребителям;
- сокращение расстояний, выражающееся в обеспечении населения муниципального образования товарами со всего мира;
- производственное регулирование, выражающееся в доведении до производителей потребностей покупателей;
- информационно-консультационная поддержка, выражающаяся в информировании и консультировании покупателей по характеристикам, возможностям применения товаров.
Деятельность в сфере торговли направлена на перемещение товаров от производителей на рынок, с целью последующего перемещения товаров с рынка до покупателей.
Цель и направления муниципального управления торговлей
Цель муниципального управления торговлей можно сформулировать следующим образом: обеспечение высокого темпа развития торговых организаций на перспективный период и роста их конкурентных позиций на потребительском рынке муниципального образования.
Муниципальное управление торговлей следует выстраивать таким образом, чтобы оно отвечало стратегическим целям развития муниципального образования. Коммерческая выгода реализации торговых проектов не должна превалировать при принятии решений о развитии торговой сферы муниципального образования, если осуществление этих проектов противоречит стратегии развития муниципального образования.
Муниципальное управление торговлей осуществляется в разрезе следующих направлений:
- обеспечение условий, позволяющих наиболее полно удовлетворять потребности населения муниципального образования в услугах и товарах;
- постоянное наращение рыночной стоимости торговых организаций, функционирующих на территории муниципального образования;
- обеспечение качественного торгового обслуживания населения муниципального образования;
- обеспечение реализации принципа экономичности при организации и осуществлении торговых процессов технологического и хозяйственного характера;
- обеспечение минимизации рисков торговой деятельности;
- реализация механизма управления торговлей с привлечением передовых методов и технологий управления.
Муниципальное управление торговлей включает в себя следующие элементы:
- во-первых, нормативно-правовая система управления торговлей на территории муниципального образования;
- во-вторых, обеспечение информацией муниципального управления торговлей;
- в-третьих, внутренние механизмы саморегулирования процессов осуществления торговой деятельности;
- в-четвертых, методы управления торговлей;
- в-пятых, методы контроля торговой деятельности;
- в-шестых, функциональная подсистема муниципальных органов управления торговлей.
Муниципальная стратегия развития торговли на территории муниципального образования
Эффективное муниципальное управление торговлей предполагает выработку стратегии развития торговой сферы муниципального образования. Стратегия муниципального управления торговлей направлена на выработку целей долгосрочного развития торговли.
Муниципальная стратегия развития торговли включает следующие элементы:
- установление временного периода реализации стратегии развития торговли на территории муниципального образования;
- изучение факторов внешнего окружения и оценка их влияния на развитие торговли на территории муниципального образования;
- оценка конкурентных преимуществ и слабостей торговых организации, действующих на территории муниципального образования;
- выбор модели стратегического развития торговли на территории муниципального образования;
- выработка целей стратегического развития торговли на территории муниципального образования;
- увязка целей стратегического развития торговли со сроками реализации стратегии;
- выборка эффективных методов достижения стратегических целей развития торговли;
- формирование благоприятных организационных условий для развития торговли;
- выявление перспективных направлений развития торговли с точки зрения их эффективности;
- оценка эффективности стратегии развития торговли на территории муниципального образования.