Теория безопасности в муниципальном управлении
Концепция безопасности исходит из той предпосылки, что основную проблему жизнедеятельности составляет обеспечение безопасности, т.е. такой организации жизнедеятельности, которая устраняет угрозу и опасности нормальной жизнедеятельности населения, возможность причинения вреда личности, ее правам и свободам.
В контексте муниципального управления обеспечения безопасности местного населения предполагает рассмотрение населения в качестве объекта охраны в системе охранительных отношений по обеспечению безопасности.
Управление муниципальной безопасностью предполагает два взаимосвязанных процесса:
- предупреждение и предотвращение угроз безопасности жизнедеятельности населения муниципального образования;
- минимизация ущерба угроз безопасности жизнедеятельности населения муниципального образования.
Понятие безопасности в муниципальном управлении
Категория безопасности жизнедеятельности населения муниципального образования, как и общая категория безопасности жизнедеятельности, не получила расшифровки в нормативно-правовых актах.
В самом общем виде безопасность жизнедеятельности населения муниципального образования может определяться как состояние защищенности благоприятной для жизнедеятельности населения среды, в том числе обеспечение защиты личности, общественных институтов от воздействий негативных внешних и внутренних факторов.
В свою очередь, управление муниципальной безопасностью может быть определено как система мероприятий по формированию и поддержанию условий благоприятной жизнедеятельности населения муниципального образования, предупреждению угроз такой безопасности и минимизации их отрицательного воздействия.
Характеристика специфики муниципального управления в сфере безопасности
В широком смысле все муниципальное управление направлено на обеспечение безопасности населения муниципального образования во всех сферах жизнедеятельности.
Основу формирования специфики муниципального управления в сфере безопасности жизнедеятельности территории муниципального образования составляют, в первую очередь, особенности самого муниципального образования, выступающего в качестве объекта управления. Население муниципального образования выступает одновременно и в качестве объекта, и в качестве субъекта муниципального управления, реализуя свое участие в управлении в непосредственной форме (путем проведения выборов и референдумов) или в опосредованной форме (посредством осуществления контроля деятельности муниципальных органов власти).
Организация эффективного муниципального управления безопасностью требует решения ряда проблем, к числу которых относятся:
- во-первых, обеспечение рационального разграничения полномочий в сфере управления безопасностью между различными уровнями власти (федеральной, региональной и муниципальной);
- во-вторых, совершенствование методологии и структуры управления безопасностью с целью обеспечения роста эффективности муниципального управления в целом;
- в-третьих, формирование системы эффективной подготовки муниципальных служащих, осуществляющих управление безопасностью.
Функциональное содержание муниципального управления безопасностью достаточно широко и разнообразно. Состав этих функций конкретизирован содержание Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» и уставами муниципальных образований.
Система муниципального управления безопасностью находится под влиянием ряда факторов, к числу которых относятся:
- типология модели государственного устройства;
- сложившийся уровень безопасности на территории муниципального образования;
- развитость нормативно-правового обеспечения муниципального управления;
- уровень социально-экономического развития муниципального образования;
- особенности политического процесса, сложившие в стране, регионе;
- уровень экономического развития страны, региона, муниципального образования.
Основы муниципального управления безопасностью закладываются на стадии планирования социально-экономического развития муниципального образования. Поэтому крайне важно при осуществлении такого планирования учитывать все факторы, влияющие на него, поскольку именно они формируют будущую безопасность муниципального образования. К числу таких факторов относятся:
- во-первых, продолжительный период времени между принятием муниципального решения и его исполнением, обусловленное долгосрочностью муниципального планирования и прогнозирования. В этих условиях муниципальные органы власти не могут осуществлять решение только текущих проблем, они должны действовать с перспективой на будущее, формируя основы потенциальной безопасности муниципального образования. Более того, перспективу следует предвидеть на период 10-15 лет (и более), поскольку даже через такое продолжительное время могут проявиться последствия принятых в настоящее время решений. Так, принятие решений о создании свалок на территории муниципального образования может привести в будущем к экологической катастрофе. Концепция муниципальной безопасности предполагает минимизацию неопределенности принятых муниципальных решений и их последствий;
- во-вторых, взаимодействие разных структурных единиц муниципального управления в процессе решения управленческих задач. Планирование и координация этого процесса обеспечивает четкое определение круга задач каждого подразделения по управлению безопасностью и повышает эффективность их взаимодействия;
- в-третьих, необходимость учета роли внешней среды, когда муниципальные органы власти должны предусматривать реакцию населения муниципального образования на принятые властями решения.