Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Муниципальное регулирование рынка потребителей

Сущность потребительского рынка

Определение 1

Потребительский рынок – это совокупность отраслей и типов экономической деятельности по производству и реализации товаров народного потребления и предоставлению населению услуг, направленных на удовлетворение личных и общественных потребностей.

Важной составляющей муниципального управления выступает процесс регулирования потребительского рынка, то есть, его состояния, уровня цен, ассортимента предлагаемых товаров и услуг, влияющих на жизнедеятельность населения.

Структурой потребительского рынка в качестве составной части городского хозяйства обеспечиваются потребности населения в услугах торговли, общественном питании и бытовом обслуживании. Подавляюще большинство участников потребительского рынка сегодня представлено частными предприятиями и организациями. Потребительский рынок представляет собой сферу непосредственного экономического влияния на человека и выступает фактором социальной общественной стабильности. Его сбалансированность в ценах, товаропотоках, количестве и качестве товаров и услуг – необходимая составляющая качества жизни населения.

Современное состояние отечественного потребительского рынка зависит от:

  • низкой покупательной способности большинства категорий граждан;
  • низкой конкурентоспособности части общественных товаров по сравнению с зарубежными аналогами;
  • снижения управляемости процессов реализации товаров и услуг на потребительской рынке, и связанным с этим резким ростом числа нарушений прав потребителей;
  • недостатка финансовых средств у предприятий, необходимых, чтобы развивать, модернизировать и технически совершенствоваться.

Методы и задачи муниципального воздействия на потребительский рынок

Государственное и муниципальное регулирование потребительского рынка представлено системой координированных действий, направленных на организацию управления и регулирования развития торговли, общественного питания и бытового обслуживания.

Основные задачи муниципального регулирования потребительского рынка:

  • обеспечить наполнение рынка товарами и удовлетворить спрос населения на товары и услуги;
  • защитить интересы низкодоходных групп населения;
  • обеспечить добросовестную конкуренцию, не допустить монополизацию рынка;
  • защитить права потребителей.
«Муниципальное регулирование рынка потребителей» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Решению названных задач способствует использование административных, правовых и экономических мер регулирования воздействия на субъекты рынка.

Потребительский рынок в настоящий момент практически полностью перешел в частный сектор, поэтому муниципальная власть не может ни устанавливать объемы поставок, ни привязывать потребителей к поставщикам, ни устанавливать цены на наиболее значимые продовольственные и непродовольственные товары. Однако ею могут использоваться формы и методы косвенного финансово-экономического регулирования, а также административного воздействия, основанного на муниципальных нормативно-правовых актах.

Вместе с этим муниципальные органы управления могут влиять на частные и акционерные предприятия через предоставление им информации, данных аналитики и маркетинга, касающихся развития потребительского рынка, что предполагает разработку рекомендаций, прогнозов развития и балансов рынка.

Важный и эффективный рычаг муниципального воздействия на потребительский рынок представлен механизмами приватизации и регулирования процессов, связанных со сменой формы собственности.

У муниципальных органов есть возможность:

  • не допустить посредством использования юридических и экономических методов, изменений профиля социально значимых приватизированных предприятий на потребительском рынке;
  • осуществлять оперативное корректирование льгот и преимуществ, предоставляемых трудовым коллективам в процессе приватизации для обеспечения эффективного развития предприятия;
  • осуществлять постоянный контроль деятельности приватизированных предприятий, соблюдение ими условий договоров купли-продажи муниципального имущества.

Для предприятий, имеющих социальную значимость, и тех, которые обеспечивают решение местных проблем, возможно наложение запрета приватизации и сохранение используемых ими нежилых помещений в муниципальной собственности. Такая мера – один из первостепенных рычагов муниципального управления на потребительском рынке.

Определенная часть предприятий на потребительском рынке представлена организациями с муниципальным участием. Основная задача регулирования их деятельности – использовать с максимальной прибылью принадлежащие муниципалитету паи и акции.

Важная роль в контроле над муниципальным потребительским рынком отведена объединениям граждан – союзам потребителей, товаропроизводителей и предпринимателей, обществу защиты прав потребителей. Органы местного самоуправления должны заниматься налаживанием взаимодействия с этими объединениями, оказывать содействие их работе, использовать общественный контроль над потребительским рынком. Органы местного самоуправления, чтобы защитить права потребителей на территории муниципальных образований, могут (в соответствии с законом «О защите прав потребителей»):

  • заниматься рассмотрение жалоб потребителей, консультировать их по вопросам защиты их прав;
  • обращаться в суды по защите прав потребителей;
  • в случае выявления жалоб потребителей на товары или услуги ненадлежащего качества, а также несущих опасность жизни и здоровью, имуществу потребителей и окружающей природной среде, незамедлительно извещать об этом федеральные органы исполнительной власти, которыми осуществляется контроль за качеством и безопасностью товаров или услуг.

Иными словами, муниципалитеты, базируясь на поддержке общественности, получают определенные рычаги воздействия на потребительский рынок и должны активно их использовать в интересах населения. Помимо этого, муниципальные учреждения занимаются закупками, в том числе за счет средств бюджета, на потребительском рынке продуктов питания для детских учреждений, больниц, учреждений социального назначения и пр., медикаментов, топлива, транспортных средств, материально-технических ресурсов, необходимых, чтобы содержать и ремонтировать муниципальный жилищный и нежилой фонд.

Дата последнего обновления статьи: 02.06.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot