Сущность потребительского рынка
Потребительский рынок – это совокупность отраслей и типов экономической деятельности по производству и реализации товаров народного потребления и предоставлению населению услуг, направленных на удовлетворение личных и общественных потребностей.
Важной составляющей муниципального управления выступает процесс регулирования потребительского рынка, то есть, его состояния, уровня цен, ассортимента предлагаемых товаров и услуг, влияющих на жизнедеятельность населения.
Структурой потребительского рынка в качестве составной части городского хозяйства обеспечиваются потребности населения в услугах торговли, общественном питании и бытовом обслуживании. Подавляюще большинство участников потребительского рынка сегодня представлено частными предприятиями и организациями. Потребительский рынок представляет собой сферу непосредственного экономического влияния на человека и выступает фактором социальной общественной стабильности. Его сбалансированность в ценах, товаропотоках, количестве и качестве товаров и услуг – необходимая составляющая качества жизни населения.
Современное состояние отечественного потребительского рынка зависит от:
- низкой покупательной способности большинства категорий граждан;
- низкой конкурентоспособности части общественных товаров по сравнению с зарубежными аналогами;
- снижения управляемости процессов реализации товаров и услуг на потребительской рынке, и связанным с этим резким ростом числа нарушений прав потребителей;
- недостатка финансовых средств у предприятий, необходимых, чтобы развивать, модернизировать и технически совершенствоваться.
Методы и задачи муниципального воздействия на потребительский рынок
Государственное и муниципальное регулирование потребительского рынка представлено системой координированных действий, направленных на организацию управления и регулирования развития торговли, общественного питания и бытового обслуживания.
Основные задачи муниципального регулирования потребительского рынка:
- обеспечить наполнение рынка товарами и удовлетворить спрос населения на товары и услуги;
- защитить интересы низкодоходных групп населения;
- обеспечить добросовестную конкуренцию, не допустить монополизацию рынка;
- защитить права потребителей.
Решению названных задач способствует использование административных, правовых и экономических мер регулирования воздействия на субъекты рынка.
Потребительский рынок в настоящий момент практически полностью перешел в частный сектор, поэтому муниципальная власть не может ни устанавливать объемы поставок, ни привязывать потребителей к поставщикам, ни устанавливать цены на наиболее значимые продовольственные и непродовольственные товары. Однако ею могут использоваться формы и методы косвенного финансово-экономического регулирования, а также административного воздействия, основанного на муниципальных нормативно-правовых актах.
Вместе с этим муниципальные органы управления могут влиять на частные и акционерные предприятия через предоставление им информации, данных аналитики и маркетинга, касающихся развития потребительского рынка, что предполагает разработку рекомендаций, прогнозов развития и балансов рынка.
Важный и эффективный рычаг муниципального воздействия на потребительский рынок представлен механизмами приватизации и регулирования процессов, связанных со сменой формы собственности.
У муниципальных органов есть возможность:
- не допустить посредством использования юридических и экономических методов, изменений профиля социально значимых приватизированных предприятий на потребительском рынке;
- осуществлять оперативное корректирование льгот и преимуществ, предоставляемых трудовым коллективам в процессе приватизации для обеспечения эффективного развития предприятия;
- осуществлять постоянный контроль деятельности приватизированных предприятий, соблюдение ими условий договоров купли-продажи муниципального имущества.
Для предприятий, имеющих социальную значимость, и тех, которые обеспечивают решение местных проблем, возможно наложение запрета приватизации и сохранение используемых ими нежилых помещений в муниципальной собственности. Такая мера – один из первостепенных рычагов муниципального управления на потребительском рынке.
Определенная часть предприятий на потребительском рынке представлена организациями с муниципальным участием. Основная задача регулирования их деятельности – использовать с максимальной прибылью принадлежащие муниципалитету паи и акции.
Важная роль в контроле над муниципальным потребительским рынком отведена объединениям граждан – союзам потребителей, товаропроизводителей и предпринимателей, обществу защиты прав потребителей. Органы местного самоуправления должны заниматься налаживанием взаимодействия с этими объединениями, оказывать содействие их работе, использовать общественный контроль над потребительским рынком. Органы местного самоуправления, чтобы защитить права потребителей на территории муниципальных образований, могут (в соответствии с законом «О защите прав потребителей»):
- заниматься рассмотрение жалоб потребителей, консультировать их по вопросам защиты их прав;
- обращаться в суды по защите прав потребителей;
- в случае выявления жалоб потребителей на товары или услуги ненадлежащего качества, а также несущих опасность жизни и здоровью, имуществу потребителей и окружающей природной среде, незамедлительно извещать об этом федеральные органы исполнительной власти, которыми осуществляется контроль за качеством и безопасностью товаров или услуг.
Иными словами, муниципалитеты, базируясь на поддержке общественности, получают определенные рычаги воздействия на потребительский рынок и должны активно их использовать в интересах населения. Помимо этого, муниципальные учреждения занимаются закупками, в том числе за счет средств бюджета, на потребительском рынке продуктов питания для детских учреждений, больниц, учреждений социального назначения и пр., медикаментов, топлива, транспортных средств, материально-технических ресурсов, необходимых, чтобы содержать и ремонтировать муниципальный жилищный и нежилой фонд.