Мониторинг контрактов – это система законодательно регламентированных мероприятий по отслеживанию контрактов, реализуемых на постоянной основе посредством собирания, аккумуляции, обобщения, систематизации и оценки сведений относительно реализации контрактов, в том числе осуществления планов и графиков закупочной деятельности.
Характеристика мониторинга контрактов
Мониторинг контрактов в сфере закупочной деятельности согласно специальному законодательству, регулирующему закупки для государственных и муниципальных нужд, представляет собой комплекс мероприятий по наблюдению за закупочной деятельностью, который реализуется на постоянной основе путем собирания, анализа, систематизации и оценки сведений относительно реализации закупок, в том числе планов закупочной деятельности.
Кроме того, положениями специального законодательства предусматривается возможность для общественных объединений и объединений организации реализовывать собственные мониторинговые мероприятия, то есть так называемый независимый мониторинг контрактов, и оценку эффективности закупок.
Мониторинг контрактной деятельности осуществляют посредством использования единой информационной системы на основе анализа содержащихся в ней сведений:
- сведений относительно заключения контрактов для государственных и муниципальных нужд;
- сведений относительно реализация планов-графиков.
Процедура мониторинга регулируется Правительством РФ, реализуется специальным уполномоченным органом в сфере контрактной деятельности, сегодня это Министерство экономического развития страны. Указанное предполагает, что Федеральное правительство устанавливает технологические, функциональные и другие требования к единой информационной системе мониторинга, в том числе порядок интеграции с другими информационными системами.
По результатам мониторинга формируется аналитический отчет, который позволяет оценить эффективность контрактной деятельности по результатам каждого года.
Такой сводный отчет предоставляет уполномоченный орган в сфере контрактной деятельности.
Специальным законодательством устанавливаются требования к содержанию сводного отчета, в частности такие требования предусматривают:
- отчет должен содержать результаты исследования эффективности обеспечения государственных и муниципальных нужд в продукте – товаре, работе или услуге;
- отчет должен содержать мероприятия, обеспечивающие дальнейшее совершенствование законодательства в сфере контрактной деятельности.
Федеральное правительство, кроме того, определяет иные требования к сводному отчету, а также сроки, в которые такое отчет должен быть подготовлен.
Сводный отчет размещается в единой информационной системе.
Поскольку контрактная система реализуется для обеспечения публичных нужд и на уровне регионов, и на уровне муниципальных образований, мониторинг контрактов может проводиться и на этих уровнях. Процедура мониторинга на региональном и муниципальном уровнях определяется законами и нормативно-правовыми актами соответствующих уровней.
При этом необходимо подчеркнуть, что основные требования, содержащиеся в специальном законодательстве относительно мониторинга контрактов для обеспечение государственных и муниципальных нужд, устанавливается специальным федеральным законодательством.
Итак, значение мониторинга контрактов можно оценить следующим образом:
- механизм мониторинга контрактов позволяет оценить эффективность контрактной деятельности на федеральном, региональном и местном уровнях;
- механизм мониторинга контрактов позволяет выявить проблемные аспекты функционирования системы контрактной системы для обеспечения государственных и муниципальных нужд в продукте – товаре, работе или услуге;
- механизм мониторинга позволяет внести корректировки в действующую систему контрактной деятельности для обеспечения государственных и муниципальных нужд по результатам анализа эффективности закупок за конкретный период.
Аудит в контрактной системе
Аудит в контрактной системе представляет собой реализацию уполномоченными органами аналитических и оценочных мероприятий по итогам закупочной деятельности, в частности анализ достижения тех результатов, для которых реализуется контрактная деятельность.
При этом в теории государственного и муниципального управления обоснованно критикуется выбор категории аудит для наименования указанной деятельности, поскольку традиционно категория аудит используется в федеральном законодательстве для наименования независимых проверок финансового или бухгалтерской отчетности для составления мнения относительно достоверности такое отчетности.
Аудит контрактной системы реализуется органами специальной компетенции, в том числе Счетной палатой РФ, контрольно-счетными органами регионов, которые образованы парламентами регионального уровня, и контрольно-счетными органами муниципалитетов, в том случае если такие органы формируются местными собраниями.
В соответствии с конституционными положениями Счетная палата представляет собой постоянно функционирующий орган публичного управления, реализующий функции финансового контроля. Палата учреждается Федеральным парламентом и подотчетна в своей деятельности ему.
Функционирование Счетной палаты регулируют нормы специального федерального законодательства, которое в частности к полномочиям Счетной палаты относит внешний государственный контроль (аудит) в отношении органов публичного управления федерального уровня, органов внебюджетных фондов государства, а также Центрального банка, федеральных государственных учреждений, предприятий, компаний и корпораций, организаций, участниками которых является Россия. По аналогии действуют и контрольно-счетные органы на региональном и муниципальном уровнях.
По результатам осуществления аудита контрактной деятельности проводится:
- установление причин недостатков функционирования контрактной системы;
- подготовка предложений по корректировки функционирования контрактной системы;
- анализ осуществления таких предложений и пр.