Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Модели взаимоотношений центра и регионов в Российской Федерации

Определение 1

Модели взаимоотношений центра и регионов в Российской Федерации – это формируемые на основе конституционных и законодательных положений и договоров между центром и регионами системы распределения полномочий публичного управления и финансовых ресурсов для их реализации между центром и регионами.

Значение выбора эффективной модели взаимоотношения центра и регионов Российской Федерации

Прежде всего необходимо отметить, что федеративное устройство государства только тогда демонстрирует свою эффективность, когда органам публичного управления всех уровней удается эффективно решать задачи управления. При этом очевидно, что подлинное федеративное устройство предусматривает значительную самостоятельность периферийных территорий при организации публичного управления, поскольку только такие органы способны учесть специфику природно-климатических, социально-экономических, демографических, трудовых процессов, происходящих на управляемой территории.

Для Российского государства вопрос эффективной организации федеративного устройства сохраняет свою актуальность три десятилетия. С момента принятия Конституции 1993 г. модели взаимоотношения центра и регионов в стране неоднократно преобразовывались: организация федеративного устройства носила во многом стихийный характер на начальном этапе, затем реализовывались попытки децентрализация и централизация публичного управления. И на сегодняшний день процесс поиска эффективной модели взаимоотношения центра и регионов в Российской Федерации продолжается.

Замечание 1

Сегодня усилия центральной власти направлены на централизацию федеративных отношений, однако на практике политические элиты субъектов Федерации сохраняют большую устойчивость, поскольку имеют собственные рычаги влияния и опыт взаимодействия с центром.

Модель децентрализации взаимоотношений центра и регионов в Российской Федерации

«Модели взаимоотношений центра и регионов в Российской Федерации» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

С момента распада Советского государства и до оформления Федерации посредством принятия новой Конституции страны в 1993 г. отношения между центральными органами власти и региональными были нестабильными и несистемными. Такая ситуация была обусловлена государственно-общественными преобразованиями, происходящими в обществе, в том числе:

  • государственная система после распада Советского государства была крайне слаба и не способна на установление единых границ и направлений развития региональных территорий в своем составе;
  • органы центральной власти не обладали необходимыми административными и финансовыми ресурсами для эффективной организации управления региональными территориями;
  • фактически государство обладало лишь инструментами воздействия на формирование политических элит на региональных территориях, преимущественно в краевых и областных регионах.

В рассматриваемый период региональные территории получили в свое ведение вопросы управления собственным развитием, произошло существенное расширение их правового статуса и ресурсной базы для реализации управления на собственной территории. При этом наиболее широкую компетенцию и финансовую самостоятельность смогли отстоять для себя субъекты, образованные по национальному признаку, – республики, где все региональные лидеры и региональные политические элиты в короткие сроки приняли свои собственные конституционные законы и организовали выборы глав республик и пр.

Регионы и области, в свою очередь, отставали от республик, но и они начали осознавая возможности формирования собственной системы управления, включаться в политический процесс распределения полномочий.

При этом необходимо отметить, что распределение полномочий публичного управления и финансовых ресурсов между центральными и региональными органами центром не регулировалось, оно носило во многом стихийный, фрагментарный и несистемный характер. Каждая региональная территория получила тот объем компетенции и финансовых ресурсов для реализации такой компетенции, какие смогла выторговать у центральной власти в обмен на свою лояльность.

Таким образом, на данном этапе формирование федеративного устройства происходило, не исходя из задач обеспечения эффективности публичного управления, но исходя из интересов центра по обеспечению лояльности политических региональных элит посредством компромисса. Такие действия центральной власти были обусловлены необходимостью в конкретный момент времени удержать государство от распада, но при этом они не решали задач стратегического перспективного развития страны в будущем.

Асимметричная модель взаимоотношений центра и регионов в Российской Федерации

Принятием Конституции в 1993 г. в России утвердилось асимметричное федеративное устройство. На этом этапе происходит правовое оформление отношений между центром и региональными территориями. Региональным территориям на основе конституционных положений было предоставлено право на формирование собственного регионального законодательства и собственной системы публичного управления.

Кроме того, фактические взаимоотношения между центром и регионом стали фиксироваться в двусторонних договорах между главой государства и главой региональной территории.

Сформировавшаяся на этом этапе система федеративного устройства может характеризоваться как ассиметричная в виду следующих причин:

  • отношения между центром и региональными территориями носят двусторонний характер и определяются лидерами этих территорий;
  • региональные территории не равны в правовом статусе и не равны в отношениях с центром;
  • в государстве отсутствует единая система правил взаимодействия между центром и регионами.

Модель рецентрализации взаимоотношения центра и регионов в Российской Федерации

Система современного публичного управления в Российской Федерации стремится к интеграции территории страны, к рецентрализации полномочий и финансовых ресурсов.

Единое пространство страны сегодня поддерживается правовым, экономическим, административным, информационным и политическим единством. Кроме того, финансовые ресурсы сегодня сосредоточены в руках центра, однако политические элиты регионов активно лоббируют свои интересы, как в верхней, так и в нижней палате парламента, а у центра нет конституционных полномочий по вмешательству в региональное управление при его неэффективности.

Дата последнего обновления статьи: 14.05.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot