Правовое регулирование митингов в РФ – это система конституционного, специального федерального законодательства и подзаконных актов, обеспечивающих реализацию права российских граждан мирно, без оружия собираться для организации публичного мероприятия в форме массового присутствия российских граждан в конкретном месте с целью публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных общественно-политических вопросов.
Основы правового регулирования митингов в РФ
Право на участие в митингах относится к политическим правам, гарантированным Конституцией. Таким образом, основу правового регулирования проведения митингов и участия в них составляют положения Конституции РФ.
Среди прочих политических прав Конституция РФ гарантирует российским гражданам право на мирные собрания без оружия, в том числе право на проведение митингов. В развитие положений Конституции относительно права на мирные собрания для выражения общественного мнения утверждено специальное федеральное законодательство о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пр.
Регламентация указанного права на конституционном уровне и на уровне специального федерального законодательства является инструментом развития демократического политического устройства и фиксацией реальных инструментов реализации политических прав граждан.
Отдельные вопросы по проведению митинга, в том числе условия его проведения, могут регулироваться подзаконными актами – актами федерального правительства и главы государства, а также органов региональной власти.
Кроме того, когда проведение митингов связано с реализацией избирательных прав, в частности митинги проводятся для предвыборной агитации, агитации в отношении вопросов, которые выносятся на референдум, вопросы организации митингов регулируются специальным федеральным законодательством о выборах и референдумах.
Понятие и значение митингов
Демократическое устройство общественной и государственной жизни предполагает, что государство признает главенство личности, ее прав и свобод, в том числе в политической сфере. Конституция РФ провозглашает право российский граждан собираться без оружия, мирно, в частности право организовывать митинги, принимать в них участие.
В действующем специальном федеральном законодательстве митинг характеризуется как массовое присутствие российских граждан в конкретном месте, для того чтобы публично выразить общественное мнение по конкретному поводу, обычно, по какой-либо существующей общественно-политической проблеме.
Таким образом, митинг следует рассматривать как институт, который решает следующие задачи в политическом управлении:
- позволяет населению как носителю власти и суверенитета формировать и выражать свою позицию по актуальным вопросам политической и иной социальной жизни;
- позволяет представителям власти получить актуальную информацию относительно общественно-политических настроений, относительно позиции российских граждан по конкретным вопросам политического управления.
Митинг и иные предусмотренные законом формы выражения общественного мнения российскими гражданами позволяют оформить лояльное или оппозиционное отношение населения к отдельным аспектам политической и социальной жизни и обеспечить согласование интересов общества и государства, то есть обеспечить конструктивное взаимодействие между обществом и государством.
Правовое регулирование порядка организации митинга
Процедура организации и проведения митинга и иных массовых мероприятий регулируется специальным федеральным законодательством.
Под организацией митингов понимается:
- доведение сведений об организации и проведении митинга до возможных участников митинга;
- подача предусмотренного законодательством уведомления относительно проведения митинга в соответствующий региональный или местный орган публичного управления;
- организация предварительных агитационных мероприятий;
- производство и распространение средств наглядной агитации;
- иные действия, которые не противоречат федеральному законодательству и совершаются для того чтобы организовать и провести митинг.
Письменное уведомление о предстоящем проведении митинга направляется организатором в орган публичного управления регионального или местного уровня не раньше 15 дней и не позже чем за 10 дней до дня проведения митинга. Если установленный срок для подачи уведомления о проведении митинга полностью совпадает с нерабочими днями, то уведомление может направляться в последний рабочий день, который предшествует таким нерабочим дням.
Непосредственно процедура уведомления органа регионального или муниципального управления относительно проведения митинга регламентируется региональным законодательством.
В качестве необходимой информации в уведомлении о проведении митинга должны быть отражены следующие сведения:
- цель проведения митинга;
- указание на форму публичного мероприятия, то есть митинг;
- место или места, где планируется проведение митинга;
- дата митинга, время его начала и окончания;
- прогнозируемое число участников митинга;
- формы и инструменты, посредством которых организатор митинга обеспечит общественный порядок, медицинскую помощь, санитарное обслуживание, а также указание на использование технических средств для усиления звука при проведении митинга, если такие средства будут использоваться;
- наименование организации или фамилия, имя, отчество физического лица – организатора митинга, информация относительно его место жительства или местонахождения и номер телефона;
- сведения относительно лиц, которым организатор поручил реализацию распорядительных функций во время митинга;
- реквизиты счета банковской организации организатора публичного мероприятия, который используется для того, чтобы собирать денежные средства для организации и непосредственного проведения митинга, если количество участников такого митинга свыше 500 человек;
- дата, когда направляется уведомление о проведении предстоящего митинга.