Демократическая конституция в современном мире является основополагающим нормативно-правовым актом, предписания которого являются основой для конструирования всей системы законодательства и подзаконного регулирования возникающих в обществе отношений.
Ключевым конституционным элементом является установление и необходимое раскрытие содержания прав и свобод человека, защищаемых государством на самом высоком уровне.
Так, в Конституции Российской Федерации, в статье второй, прямо устанавливается приоритет прав и свобод человека, путем их провозглашения высшей, охраняемой государством ценностью.
Более того, в вышеназванной конституционной норме, содержится положение о том, что Российская Федерация принимает на себя обязательство признавать, соблюдать и защищать человеческие права и свободы.
Отечественная правовая наука, исследуя вопросы, связанные с характеристикой конституционных прав и свобод личности, пришла к выводу о наиболее верном их понимании в качестве субъективных прав и свобод.
Под субъективным правом следует понимать признаваемую юридически возможность человека самостоятельно избирать модель своего поведения, при этом реализация такой возможности осуществляется путем обращения к соответствующей обязанности других лиц.
Под субъективными свободами предлагается понимать такое правомочие, реализация которого происходит независимо от взаимодействия с другими субъектами права, то есть самостоятельно.
Рассматривая основные положения, связанные с определением конструкции конституционных прав и свобод, нельзя не обратить внимание на совокупность отличающих их признаков, в числе которых принято выделять:
Одним из важнейших аспектов, связанных с исследованием конституционно устанавливаемых прав и свобод, является то, что несмотря на их основополагающих и неотчуждаемый характер, в силу прямого указания нормы ч.3 ст. 55 Конституции РФ, права и свободы могут быть ограничены, в той мере, в какой это необходимо для защиты ключевых сфер жизнедеятельности государства: основ конституционного строя, обеспечения обороны, нравственности, и т.д. и только нормами федерального законодательства.
В качестве примера нормативного акта ограничивающего конституционные права может быть назван ФКЗ РФ «О чрезвычайном положении» По данной теме мы уже выполнили дипломную работу Правовое регулирование срочного трудового договора подробнее , ст.11 которого закрепляет возможность ограничения передвижения, запрета или ограничения проведения собраний, митингов, ограничения движения транспорта, и т.д., в тех случаях, когда имеет место введение чрезвычайного положения.