Методы и инструменты городской политики – это способы выражения политической воли и ее реализации субъектами муниципального управления, в том числе непосредственно населением, избранными населением депутатами, должностными лицами и органами местного самоуправления, должностными лицами и органами государственного управления, осуществляемой с целью для обеспечения прогрессивного социально-экономического развития городской территории и повышения благосостояния городского населения
Понятие и значение городской политики
Категория городской политики стала использоваться в рамках политической деятельности, в том числе в сфере управления градостроительной деятельностью, с середины 80-х гг., при этом единого подхода к рассматриваемой категории выработано не было.
В самом общем виде политика может рассматриваться как программа мероприятий, направленных на решение определенных социально-экономических проблем, опосредующих деятельность должностных лиц и органов публичного управления, населения, институтов гражданского общества для реализации политической стратегии развития. Кроме того, политика может рассматриваться как система взаимоотношений по организации и реализации политического воздействия.
Вышесказанное позволяет определить городскую политику как систему мероприятий, направленных на реализацию социально-экономического потенциала города в соответствии с запросами населения и бизнеса, в том числе посредством:
- выстраивания инфраструктуры;
- реализации градостроительной деятельности.
Городская политика призвана обеспечить эффективное использование потенциала городских территорий для социально-экономического развития таких территорий, регионов и государства в целом и обеспечения благоприятной среды для жизнедеятельности, в том числе трудовой и предпринимательской деятельности, населения.
При этом важно понимать, что город как муниципальное образование претерпевает на себе воздействие различных субъектов – не только должностных лиц и органов публичного управления, но и непосредственно населения, представителей бизнеса, а также институтов гражданского общества.
Содержание городской политики
Содержание городской политики, прежде всего, определяется конституционными гарантиями реализации демократических процессов в обществе и основными направлениями государственной и региональной политики: поскольку местное самоуправление выступает одним из элементов системы публичного управления, оно функционирует на тех же демократических принципах и выстраивает свои стратегии и планы развития в соответствии с общегосударственным и региональными планами развития.
Таким образом, содержание городской политики определяется синтезом:
- политики, реализуемой федеральными и региональными органами публичного управления, оказывающими влияние на социально-экономическое состояние муниципальной территории;
- политики, реализуемой отдельными гражданами или социальными группами, которые не наделены в установленном порядке политической властью, однако стремящимися к участию в политической борьбе;
- политики, реализуемой общественными объединениями, в том числе политическими партиями, которые выражают волю политическую волю местного населения, отдельных социальных групп местного населения;
- политики профессиональных объединений, представляющих интересы населения, реализующего градостроительную, экономическую, архитектурную и иную деятельность, направленную на формирование благоприятной для социально-экономического развития городской среды.
Таким образом, содержание городской политики определяется воздействием:
- факторов внешней среды – геополитическим положением государства, политикой, реализуемой на федеральном и региональном уровнях, позицией крупных представителей бизнеса;
- факторов внутренней среды, то есть местного населения, местной системы управления, местными общественных объединений.
Характеристика методов и инструментов городской политики
Городской политикой сегодня используются разнообразные инструменты, в частности на международном уровне международными организациями учреждаются разнообразные фонды, деятельность которых преследует цель поддержать городское развитие посредством содействия:
- нормативному обеспечению финансовых, бюджетных процессов в муниципалитете;
- управлению имуществом, составляющим муниципальную собственность;
- реализации планов реконструкции важных для муниципалитета объектов.
На федеральном уровне к числу основных методов реализации городской политики можно отнести:
- нормативно-правовое регулирование основ местного самоуправления;
- разработку и реализацию федеральных целевых программ, преследующих цель обеспечения социально-экономического развития государства и его территорий, в том числе муниципалитетов. Так, например, на федеральном уровне реализуется программа по реконструкции и сохранению архитектуры исторических городских территорий.
На региональном уровне городская политика реализуется специальными подразделениями региональных органов за счет разработки и реализации целевых программ, при этом в разных субъектах городская политика реализуется неоднородно. Это во многом зависит от финансового обеспечения полномочий публичного управления на региональных территориях.
На муниципальном уровне городская политика реализуется за счет общих методов муниципального управления, в том числе управления городским имуществом и градостроительной деятельностью и пр., и за счет специальных методов и инструментов, то есть муниципальных программ, направленных на развитие городской территории, ее озеленение, благоустройство и формирование эффективной инфраструктуры.
Важно подчеркнуть, что городская политика будет более эффективна, когда она будет выстраиваться на основе прогнозов и планов социально-экономического развития, учитывающих конкурентные преимущества городской территории, то есть будет направлена на реализацию потенциала городской территории.